Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Под родительским крылом
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (112) 13:41, 23 февраля 2017

Под родительским крылом

1-14-4-112Не важно, сколько ребенку лет. Важно, насколько велико желание его родителей быть рядом в течение всей жизни. Словом, советом, молитвой. На каждом ее этапе возникают свои вопросы и встают свои проблемы. И порой без совета пастыря не обойтись. Сегодня мы адресуем вопросы читателей священнику храма в честь Преображения Господня (Карповка) иерею Михаилу Российскому.

Можно ли ребенку из православной семьи заниматься восточными видами единоборств? Ведь считается, что любой классический вид восточного боевого искусства включает не только технику, физическую подготовку, но и религиозно-философскую систему.

— Сразу могу сказать, что заниматься можно и нужно, но при этом необходимо учитывать некоторые особенности. Действительно, восточные единоборства, в классическом виде, включают в себя не только технику. Поэтому православный человек, желающий изучать их, должен четко видеть грань между психо-соматикой и духовной практикой и не переходить ее.

Многое зависит от тренера (чаще всего сэнсэя): его мировоззрения, методики преподавания конкретного вида единоборства и педагогического таланта. При этом сэнсэй может исповедовать какую-либо религию или быть религиоз­но индифферентным, главное, как он ориентирует в этом плане своих подопечных. Поэтому, с практической точки зрения, надо поговорить с самим тренером, поприсутствовать на тренировках, пообщаться с родителями, дети которых давно занимаются, и потом принимать решение.

Приведу интересный исторический пример из жизни святого равноапостольного Николая До (так его с почтением называли сами японцы). С именем Николая Японского связано создание нового для России стиля боевых искусств — самбо. Святитель Николай просил прислать ему из Петербурга толкового помощника. Им оказался Василий Ощепков, студент Санкт-Петербургской духовной семинарии, который не только помогал святителю Николаю в церковных делах, но вскоре получил от него благословение на обучение боевому искусству в институте дзюдо в Кодокане. Семинарист Ощепков стал первым русским человеком, получившим черный пояс из рук самого создателя дзюдо Дзигоро Кано. По благословению святителя Николая Василий Ощепков и создал принципиально новый вид спортивного и боевого единоборства — самбо.

Как крестный может участвовать в жизни своего крестника, если тот растет в невоцерковленной семье и перед его глазами нет примера христианской жизни? Можно ли ограничиться молитвой о нем?

— Часто, когда крестные родители повествуют о сложных ситуациях в общении с их крестниками, упоминают о невоцерковленности их родителей. Такие родители могли сначала дать обещание, что не будут препятствовать церковной жизни их чада, в какой-то мере они могли даже проявлять интерес к церковной жизни, но после совершения таинства Крещения как будто забыли о своих обещаниях. Крестные же довольствуются тем, что имеют возможность только пару раз в год побывать на богослужении и причастить своего крестника. В таких случаях нужно стараться искать компромиссы с родителями крестника. Например, не стоит отправляться с ребенком в храм, который находится далеко от его дома. Вы можете заранее узнать, в какой из церквей рядом с домом крестника менее многолюдно, когда начинается богослужение и когда лучше привести малыша на Причастие.

Есть крестные, которые усердно молятся за своих крестников, думают о них, однако опасаются оказаться навязчивыми. Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все — кроме молитвы — зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома — долг любви. Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей — из церковных и нецерковных семей — ощущение праздника, дружеского общения. Крестному можно выбрать определенный день в месяце (например, день Ангела или день рождения), по договоренности с родителями, который он мог бы провести вместе с ребенком: побывать на службе, куда-то сходить вместе, помочь сделать уроки.

У моей знакомой взрослый сын страдает тяжелым душевным недугом. Мать недавно пришла к вере и мечтает приобщить к Церкви и сына. Она пыталась приводить его на исповедь, объясняя священнику его ду­шев­ное состояние, но каждый раз сын отмалчивается. Как в такой ситуации помочь матери? Проявляет ли Церковь заботу о душевнобольных людях?

— Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей. Психическое заболевание ни в коем случае не умаляет достоинства человека. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви закреплено, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.

Священнику же в деле духовного окормления психически больных прихожан следует помнить, что у любого человека болезнь тесно переплетается с его душой. Хотя душа и недугует, но она и верует, и стремится к Создателю.

Как помочь матери? С одной стороны, конечно, очень хорошо, что мать воцерковилась, так как ей легче будет понять, что болезни посылаются Богом для вразумления, исправления. Скорее всего, болезнь сына и привела мать к вере. Гос­подь испытания выше наших сил не дает. Если она воцерковилась, это не значит, что сын сразу уверует. Это процесс долгий и непростой. Тем более что сын болен тяжелым душевным недугом. Если он замкнулся и отмалчивается, лучше его оставить пока в покое. Нужно, чтобы обязательно священник поговорил с ним. Спросить совета, какую тактику выбрать по поводу исповеди и причастия. Можно посоветовать ей естественно молиться за сына, просить помощи Божией. «Молитва матери со дна моря достанет». Такими небольшими, но уверенными шагами возможен выход из этой сложной ситуации.

Многие молодые семьи стараются жить отдельно от своих родителей. Снимают жилье, даже если эта статья расходов превышает семейный бюджет. Не является ли это стремление — всеми способами отделиться — эгоистичным и душевредным, слабой, нехристианской позицией?

— Если есть такая возможность, молодые, однозначно, должны жить отдельно от родителей, потому что им так легче самостоятельно выстроить хорошие семейные отношения. Как правило, улучшаются отношения между поколениями семей, когда молодые живут отдельно — им не мешают эмоции, разность характеров, взглядов, темпераментов и прочее.

Конечно, есть ситуации, когда с родителями приходится жить вместе, и есть люди, которые прекрасно уживаются со своими родителями. В большинстве случаев происходит все наоборот.

Сказано, что «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт 2:24), и нужно понимать, что муж и жена — нулевая степень родства, самые близкие друг другу люди, а родители и дети — первая степень родства. Это отмечено не только в церковных канонах, но и в государственных законах, касающихся, например, наследования имущества. Тут они наследники первой очереди.

Конечно, старшему поколению нужно понимать, что сейчас детям важнее построить отношения в молодой семье, со своей половиной и что мы-то, старшие, никуда не денемся. Все равно они нас будут любить, и мы их будем любить. Главное, чтобы мы своей элементарной ревностью и эгоизмом не способствовали разрушению неокрепшей молодой семьи, чему в истории видим множество примеров.

При совместном проживании двух или нескольких поколений неизменно возникают проблемы в отношениях. Старшему поколению кажется, что они лучше знают жизнь и по этому праву пытаются управлять жизнью своих детей. Дети же хотят жить своей жизнью, поэтому проявляют протест против чрезмерной родительской опеки. На этом фоне возникают конфликтные ситуации.

Конечно, мы должны к старшим относиться с почтением, уважением, спрашивая совета. Это тоже очень важно. Любого человека располагает доброжелательное, почтительное отношение, когда к нему открыты и общаются с ним со всей душой. Чаще всего в такой ситуации ни о каком соперничестве между поколениями говорить не приходится. И все же, если оно есть, человек будет стараться его в себе преодолевать, ведь он поймет, что ты ему друг, союзник.

Как приучить детей к труду? Я стала замечать, что любую просьбу мой ребенок выполняет с большим нежеланием и только с десятого раза. Почему лень становится такой большой проблемой для современных детей и как помочь ее побороть?

— Замечательно, если ваш ребенок — хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими лентяями, раздражаясь и порой срываясь на крик. Детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники.

Создавая тепличные условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же отчаиваться не следует — выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

Здесь может помочь, например, личный пример. Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду, творческий подход.

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Вместо этого попробуйте превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Поможет и разумная критика.

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника.

И, конечно, нужно всегда молиться о своих детях. Осознавая свою немощь, прибегать всякий раз к молитве и просить у Бога помощи в воспитании чад своих.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.