Встретила старую знакомую. Не виделись давно, поговорить есть о чем. Сокрушается — развелась с мужем, в новый брак вступать собирается, да одно тяготит: обвенчана с прежним супругом. Прозвучало слово «развенчание», и уже не в первый раз за последнее время я его слышу. Как ни грустно, но тема актуальная. Расторжение церковного брака и стало предметом разговора с членом канонической комиссии Нижегородской епархии митрофорным протоиереем Владимиром Романовым.
— Отец Владимир, в последнее время довольно часто на слуху слово «развенчание». По моему (понятно, очень субъективному) мнению, число людей, желающих расторгнуть узы церковного брака, увеличивается. Так ли это? И если да, то с чем это, по-вашему, связано?
— С кризисом института семьи. В нынешнем году на начало сентября мы приняли уже 718 прошений о расторжении церковного брака. На уровне тысячи бывает ежегодно. И это только союзы церковные, да мы еще не у всех принимаем прошения: у некоторых нет достаточного повода для обращения в каноническую комиссию. Не сошлись характерами — это разве аргумент?
Случается, обращаются к нам еще и вот в какой ситуации. Развелись — и человек делает попытку устроить личную жизнь снова. Когда решение проблемы затягивается, он начинает думать: «Дело в том, что не расторгнут церковный брак». А может быть, на то и воля Божия, чтобы повенчанный не создавал новую семью?
Не могу сказать, что с годами институт брака становится устойчивее. Что касается слова «развенчание», то такого понятия вообще не существует. Мы говорим «расторжение церковного брака». И никакого чина, противоположного венчанию, тоже нет. В церковь бывшие супруги не идут, и никто там с них венцов не снимает («снятие венцов» — это тоже придуманное народом выражение). Просто выдается официальная бумага: в ней сообщается, что церковный брак считается расторгнутым.
— Вы сказали, что у некоторых нет достаточного повода для обращения в каноническую комиссию. А что считается таким поводом? И означает ли его наличие, что брак точно будет расторгнут?
— Да, есть обстоятельства, при которых прошение принимается. Например, отпадение от православия, прелюбодеяние… Но окончательное решение о расторжении церковного брака принимает только правящий архиерей — в нашем случае митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Но и на уровне принятия прошения мы стараемся не делать поспешных шагов, даем людям возможность лишний раз подумать. Только по истечении года с момента расторжения гражданского брака прошение может быть принято.
Подобные дела разбираются в епархиях. Раньше, в синодальный период, их рассматривали в Петербурге — в Синоде. Вся Российская империя по этому вопросу писала только туда. Это было трудно — получить церковный развод (и сейчас не так просто). Еще и потому, что ждать приходилось долго — по три года, по четыре. И заключить второй брак было проблематично.
— А во второй раз можно венчаться? Ведь говорят: первая жена — от Бога, вторая — от людей…
— Церковь признает второбрачие. Существует и соответствующий чин. Но в этом богослужении больше покаянного настроения (в отличие от первобрачного чина, где более радости): оттого что не сохранили первый брак, нарушили обеты, волю Божию…
То есть второбрачие допускается по попущению, по снисхождению Божию к человеческой слабости. Но если одна из венчающихся сторон не была в церковном браке, то венчание идет по первобрачному чину.
Если гражданский брак человек может заключать сколько угодно раз, то венчаться он может дважды. В исключительных случаях — трижды (допустим, вступил во второй брак, а вскоре супруга (супруг) умер). Но за сорок лет служения я с такими ситуациями не сталкивался, в третий раз никого не венчал.
— При расторжении брака, в том числе церковного, как правило, есть стороны виновная и потерпевшая. Тому, из-за кого распалась семья, тоже дозволяется вступить во второй брак?
— Предполагается, что обе стороны являются прихожанами какого-то храма. На того из бывших супругов, кто проявил инициативу к разводу, духовник (или священник храма, который должен заинтересоваться обстоятельствами расторжения брака) накладывает епитимью. Он может на продолжительное время предписать, например, для чтения покаянный канон или усиление поста… Только по истечении срока епитимьи человек может повенчаться вторично.
— Вы сказали «гражданский брак». Ведь сейчас гражданским браком называют отношения мужчины и женщины, которые живут вместе, ведут общее хозяйство, даже детей рождают, но при этом их отношения никак не оформлены.
— Это блудное сожительство. Гражданский брак — тот, который оформлен в ЗАГСе. Раньше, до революции 1917 года, браки были только церковные, функции ЗАГСов выполняла Церковь. Зарегистрированный брак Церковь признает. Но лучше, чтобы люди все-таки обвенчались.
— В связи с этим — конкретная жизненная ситуация. Молодая пара не хочет венчаться, но родители и бабушки настаивают. По их мнению, поскольку они люди воцерковленные, венчание нужно: во-первых, просто потому, что так положено, а во-вторых — это гарантия сохранения семьи в любых ситуациях. Но ведь и венчанные браки, выходит, распадаются. Стоит ли венчаться без душевной потребности?
— Стоит. К своим немощным силам добавить силу благодати Божией — конечно, стоит. Дабы укрепить отношения и повысить уровень ответственности. Ведь как могут молодые рассуждать, пускаясь, скажем, «во все тяжкие»: «А мы не венчанные».
Может быть, мысль о венце и остановит в минуту искушения, если брак заключен в церкви. Благодать-то Божественная, она же обязывает людей хотя бы в небольшой мере ей соответствовать. Опять же — священник, обвенчавший пару, должен бы сказать после церемонии: «Будут разногласия — приходите. Вы здесь венчались, мы за вас здесь молились. Если останетесь нашими прихожанами, и в дальнейшем будем молиться, давайте попробуем разбираться в проблемах вместе».
— Случается, что женщина, чтобы «привязать» к себе мужчину, настаивает на венчании. А однажды я слышала и такой аргумент в пользу церковного брака: иначе на небесах вместе не будем…
— У людей о венчании и «развенчании» много суеверий. Во-первых, на небеса еще попасть надо. Женщина, допустим, верующая, а муж ни разу не причащался. Как он попадет в Царствие Небесное? По поводу «быть вместе» что имеется в виду? Ведь на небесах не будет ни мужского, ни женского пола — так сказано в Евангелии, — а все будут как ангелы. Опять же бытует выражение «венец безбрачия». Это тоже суеверие. Люди не могут личную жизнь устроить — и идут не в церковь, а к бабушкам. А тем интересно клиентуру заполучить, у них свои соображения — как правило, меркантильные.
— Кризис института брака, с которого мы начали разговор, по логике, должен проявиться и в том, что венчаются меньше. Так ли это? И в чем, на ваш взгляд, причины кризиса?
— В девяностые годы была такая мода: молодоженам постоять в церкви со свечами, в венцах… Но мода прошла, и венчаться стали меньше, да и государственных браков теперь не так много. Люди предпочитают не оформлять отношения. Ведь брак — это ответственность, а церковный брак — это двойная ответственность.
Если говорить о причинах кризиса института семьи, то они — в разрушении нравственных устоев, в попытках уничтожения духовности, предпринимавшихся в советское время, в потере страха Божия.
Еще — в массированном влиянии западной буржуазной культуры и образа жизни. А там осталось очень мало евангельского. Некоторые государства вообще склоняются к нетрадиционной семье. И в брак европейцы стараются вступить годам к тридцати, когда уже встанут на ноги. Все эти процессы начинают проявляться и у нас, поскольку влияние Запада на Россию идет постоянно.
— Вырисовывается печальная картина. Какая-то неизбежность. Как же разрушению семьи противостоять?
— Жить по заповедям Божиим, а не от ветра головы своея. Каждый должен понять, ведь это не просто так: захотел — повенчался, захотел — развенчался. Брак — это таинство. С Божественной благодатью не шутят. Не зря же в Евангелии сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19: 6).
Беседовала Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.