Жизнь священномученика Андрея (Бенедиктова) может служить примером твердости убеждений православного человека, настоятеля сельского храма, талантливого педагога и общественного деятеля. В послереволюционные годы новая власть четыре раза арестовывала батюшку, выдвигая против него нелепейшие обвинения. Но он имел силы не согнуться, не сломиться, а продолжал ревностно служить Господу и своим прихожанам. Вплоть до осени 1937 года. В сентябре священник был расстрелян.
От семинариста до депутата
Отец Андрей был потомственным священнослужителем — он родился 16 октября 1885 года в селе Воронине (ныне Большемурашкинского района) Нижегородской губернии в многодетной семье священника Николая Бенедиктова. Прошел все ступени богословского образования: окончил Лысковское духовное училище, а в 1906 году — Нижегородскую духовную семинарию.
Первым опытом наставничества для будущего священника стала педагогическая работа: он назначается надзирателем (воспитателем) за учащимися в Нижегородское мужское духовное училище. В 1908 году Андрей Бенедиктов женился и пришел к решению принять священнический сан.
29 мая 1909 года викарий Нижегородской епархии Преосвященный Евфимий (Елиев), епископ Балахнинский, совершил хиротонию Андрея Бенедиктова во священники. Казанский храм села Сунеева Княгининского уезда стал первым местом священнического служения отца Андрея. Служил батюшка ревностно и оставил у жителей села добрую память тем, что много сил отдал строительству на приходе нового каменного храма.
Дело это было непростым, приходилось привлекать как пожертвования прихожан, так и средства, которые благодаря аргументированной активной жизненной позиции молодого батюшки поступали от Святейшего Синода. Радостное событие — освящение нового храма — произошло в 1915 году.
И вновь, как до рукоположения, отец Андрей продолжал вести педагогическую работу, являясь заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. Церковное начальство, безусловно, заметило перспективного образованного священника. В 1913 году отца Андрея избрали депутатом от Арзамасского училищного округа по инспектированию церковно-приходских школ. А еще были у батюшки другие общественные нагрузки — миссионера и проповедника местного отделения братства Святого Креста.
Когда началась Первая мировая война, пастырь стал руководителем волостного Ичалковского попечительства по оказанию материальной помощи семьям воинов запаса и ратников ополчения.
Не обвенчал комсомольца
Заметили активного священника не только церковное начальство, но и новая советская власть. В начале 1925 года на страницах княгининской районной «Крестьянской газеты» выходит публикация «Проделки попа», где живописуется, как священник Андрей Бенедиктов умеет расположить к себе местных жителей.
Батюшку обвинили, в том числе, ни много ни мало в отказе обвенчать в храме жителя села Сунеева члена ВЛКСМ Миронова. Выходило, что комсомолец хотел совершить христианский обряд, а ему не позволили, да кто — сам священник! Отец Андрей предложил юноше вначале покинуть ряды комсомола, покаяться перед верующими, а потом венчаться. В ответ на предъявленные в газете обвинения священник объяснил следователю, что для совершения венчания покаяние положено по уставу Церкви.
Пастыря арестовали и этапировали в нижегородский изолятор специального назначения, а губернская прокуратура возбудила уголовное дело по обвинению его в антисоветской деятельности. Тогда правда восторжествовала — 4 апреля 1925 года прокуратура вынесла постановление о прекращении следствия ввиду отсутствия состава уголовно наказуемого преступления…
В течение нескольких лет отец Андрей продолжал ревностно служить в Сунееве, а затем — в храме преподобного Иоанна Дамаскина в Сергаче. Но безбожной власти, в большинстве своем состоявшей тогда из полуграмотных руководителей, крайне неугоден был образованный священник. В мае 1931 года его обвинили в деятельности против создаваемых колхозов. И опять на семь месяцев тюрьма — в Арзамасе.
Священника оправдали. А система не унималась, выдумывая обвинения одно бредовее другого. В марте 1932 года отца Андрея снова арестовали, обвинив в… подготовке взрыва Сергачского военкомата. Следствие ничего не смогло доказать суду.
По нелепым обвинениям
Нижний Новгород стал городом, где отец Андрей Бенедиктов провел последние годы: его назначили настоятелем Покровского храма. В 1935 году городские власти храм закрыли, и батюшка был определен настоятелем церкви Петра и Павла.
В 1937‑м отца Андрея арестовали вместе с другими священниками города. На этот раз его обвинили в участии в контрреволюционной церковно-фашистской организации города Горького, которую якобы возглавлял митрополит Феофан (Туляков).
«Виновным себя не признаю, ни в какой контрреволюционной организации я не состоял», — твердо стоял на своем отец Андрей. «Какие задания контрреволюционного характера вы получали от митрополита Феофана и благочинного Лаврова?» — не отступал сотрудник НКВД.
«Бросьте такие вопросы, все равно разговор на эту тему будет бесполезным, признаний я вам никаких не дам, — ответствовал батюшка. — Я убежден, что скоро придет такое время, когда нас, духовенство, советская власть не будет считать врагами, а будет нам, духовенству, свобода в действиях».
Отец Андрей не поставил свою подпись под сочиненным властями протоколом.
21 сентября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерея Андрея Бенедиктова не стало 4 октября 1937 года. Он погребен в общей могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Публикация создана в рамках проекта «Чьими молитвами живы: вернуть память святых земляков», реализуемого нашей редакцией и получившего поддержку конкурса «Православная инициатива».
Благодарим за помощь председателя Нижегородской епархиальной комиссии по канонизации святых архимандрита Тихона (Затёкина) и церковного историка Ольгу Дёгтеву.
Игорь Чистяков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.