Событие историческое, уникальное, эксклюзивное. Именно так окрестили выставку «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли», которая открылась 30 июля в обновленном здании Манежа в Нижегородском кремле. Посвященная духовной составляющей многовековой истории Нижнего Новгорода и Нижегородского края, выставка представлена памятниками сакрального искусства XV — начала XX веков.
Экспонаты предоставили государственные, частные и церковные музеи, а также отдельные коллекционеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Уникальные памятники поступили из Московского музея русской иконы, Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет».
— Выставка «Небесный Нижний» — это образ святой Руси и великой России, — сказал митрополит Георгий. — Очень важно, чтобы мы видели свои святыни и памятники истории и культуры не через плазменные экраны телевизоров и смартфонов, а вживую. «Небесный Нижний» запечатлен в иконах, памятниках церковного искусства, богослужебных реликвиях. Через них мы видим наших предков, которые жили в более сложных условиях, чем мы с вами, но были богаты душой. Предметы выставки — послание из прошлого в настоящее и будущее.
В семи разделах выставки — образы местных святых, чтимые иконы и реликвии, произведения живописи, ювелирного искусства, рукописные и старопечатные книги, сокровища древней иконописи, сохраненные старообрядцами, и произведения старообрядческих художественных центров, более 300 экспонатов.
Сакральная топография
Погружение в духовную историю Нижнего начинается с истоков, с основания нашего города, которое связано с закладкой его первых храмов. Святые и праздники, которым они посвящены, имели особое значение для жителей Нижнего Новгорода и закрепились в их исторической памяти.
— Нам было важно отметить древнюю сакральную топографию города. В истории Нижнего, так сложилось, первые храмы, заложенные основателем, были посвящены Спасу Нерукотворному и Архангелу Михаилу, — рассказывает научный секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко, автор концепции выставки «Небесный Нижний». — В Суздале, например, главный храм был в честь Рождества Богородицы, поэтому в сознании суздальцев главной была богородичная тема, что сказалось на общекультурной картине того времени. А в Нижнем Новгороде главный храм — господский. Нижний был форпостом, северо-восточной окраиной, с него продолжалось продвижение вниз по Волге, христианизация края. И посвящение второго храма Архистратигу, покровителю небесного воинства, было глубоко продуманным шагом. Кроме того, Архангел Михаил — покровитель княжеской власти как воинов.
В этом разделе выставки экспонируются древние иконы, которые совпадают по сюжету с посвящением древнейших соборов и церквей города. Это ростовой образ Архангела Михаила XVII века, икона Преображения Господня в честь главного кремлевского собора, образ Благовещения (в честь древнейшего монастыря), жен-мироносиц как образ Мироносицкой церкви XIV века. На Руси трудно найти храмы с таким посвящением. Такой интересный набор названий храмовых престолов — это тот мир, в котором жили древние нижегородцы.
Особая тема выставки — небесные покровители города, нижегородские святые. Среди них важное место занимает основатель города — благоверный князь Георгий Всеволодович. Хотя его иконные изображения встречаются редко, в экспозиции они представлены с большой полнотой.
Наибольший интерес вызовут предметы, происходящие из гробницы князя в Успенском соборе во Владимире — шапка, лицевые плиты, пелена, воссозданные вскоре после обретения его мощей в 1645 году.
Показывая шапку Георгия Всеволодовича, искусствовед, заведующая отделом отечественного искусства НГХМ Ирина Маршева обратила внимание на ее тулью. Не золотые платины, а золотная вышивка, тонкая и сложная работа.
В этом же разделе можно увидеть иконные образы древних нижегородских святых — очень редкое изображение святителя Дионисия Суздальского, основателя Вознесенского Печерского монастыря, иконы его учеников — преподобных Евфимия и Макария Желтоводского, уроженцев Нижнего Новгорода, а также Варнавы Ветлужского, основателя Варнавиной пустыни на севере Нижегородской области.
Большая группа произведений связана с разнообразной иконографией князя Александра Невского, племянника Георгия Всеволодовича, который скончался недалеко от Нижнего Новгорода, в Городце, в 1263 году, а также со святым Нового времени, прославленным во всем мире, — преподобным Серафимом Саровским.
Посетители смогут узнать о том, какие иконы были особо почитаемы на нижегородской земле, перед которыми жители Нижнего Новгорода обращали свои молитвы в самые трудные моменты жизни. Это чтимый образ Богоматери Владимирской Оранской 1629 года из Оранского монастыря, Печерской из Печерского Вознесенского монастыря, иконы «Похвала Богоматери» из Похвалинской церкви и «Всех скорбящих Радость» из Спасо-Преображенского собора, «Живоносный источник» из одноименного храма, «Страстной» из села Палец и другие. Есть среди них редкие оригиналы, списки с утраченных святынь, а также памятники аналогичной иконографии и того же времени создания.
Щедрые вклады и вкладчики
Путешествуя по выставке, можно убедиться в богатстве нижегородских церквей и монастырей, щедрости их вкладчиков и выдающемся мастерстве художников. В витринах этого раздела, показывающих сокровищницу нижегородских ризниц, мы видим литургические сосуды, кресты, оклады Евангелий, созданные, в частности, местными мастерами при Печерском монастыре, а также произведения лицевого шитья, XVI — начала XVIII столетий. Эти произведения ювелирного искусства, лицевого шитья, иконописи, книжности выполняли в лучших мастерских города, в том числе принадлежащих «именитым людям» Строгановым.
— Для древнерусского человека естественным порывом, добрым поступком считалось построить храм, украсить иконами, росписью, священными сосудами. Нижний Новгород был богатым городом благодаря Макарьевской ярмарке, и местные жители делали щедрые вклады в храмы. К сожалению, значительная часть этих уникальных творений была утрачена в XX столетии, — говорит Наталья Комашко.
Особое внимание стоит обратить на изразцы и фрагменты стенописей, происходящие из нижегородских храмов и монастырей.
— Мы привыкли, что русский иконостас — тябловый, деревянный, — замечает Ирина Маршева. — Но они более уязвимы. Вместо деревянного в ростово-суздальских землях стали возводить каменный иконостас, покрывая его фресками. Образец такого иконостаса из камня находился в одном из храмов в Юрьевце. Фрагменты этого уникального изделия, которые хранятся в музее Андрея Рублева, привезены на эту выставку.
И ступинцы, и мсерцы…
Выставка «Небесный Нижний» показывает наш город как один из крупнейших культурных и художественных центров Древней Руси и России Нового времени. Это стало настоящим открытием выставочного проекта, ведь до сих пор тема нижегородской иконы оставалась непроработанной, изучались только отдельные памятники.
— Из-за утраты в XX веке значительного пласта местного художественного наследия проследить ее историю непросто, — объяснила Наталья Комашко. — В научной среде складывалось представление, что Нижний Новгород очень беден на памятники и что здесь не существовало своей художественной традиции. Однако художественное наследие Нижнего Новгорода не уступало по своему уровню соседним поволжским городам, таким как Ярославль и Кострома. В Нижнем Новгороде и Нижегородском крае существовала собственная традиция иконного письма. Это нам удалось выявить благодаря работе над выставкой.
В начале XVIII столетия в Нижнем Новгороде и регионе работал знаменитый царский мастер Кирилл Уланов, в иночестве Корнилий, сыновья мастера Оружейной палаты Федора Попова — Дмитрий и Григорий (на выставке представлены их работы). Затем в течение 60 лет кузницей кадров в сфере иконописи была Ступинская школа живописи города Арзамаса, наконец на XIX — начало XX столетия приходится расцвет иконописных мастерских при женских монастырях Нижегородской губернии, как крупных, так и малоизвестных. На выставке можно увидеть иконы, которые создавались в Дальне-Давыдовой пустыни и Спасо-Зеленогорской обители.
Кабинетное открытие
Ярким своеобразием отличаются иконы, созданные в XVIII — XIX столетиях в старообрядческом иконописном центре Павлово-на-Оке.
Автор выставочной концепции Наталья Комашко, которая заново открыла Павлово-на-Оке, рассказала, что традиция иконного письма была заложена здесь еще в XVII веке уроженцем Павлова Никитой Павловцем, знаменитым царским изографом Оружейной палаты. На его миниатюрное письмо стали ориентировать местные мастера в последующие века, что повлекло создание здесь крупного иконописного центра.
— Павлово-на-Оке — это мое кабинетное открытие, — продолжает Наталья Гавриловна. — Много лет назад в Нижегородском фонде я обратила внимание на очень красивые иконы, имеющие богатые орнаменты, цветные лаки, охристый колер. Выяснилось, что написал их павловец Андрей Федотов. Я погрузилась в эту тему и выяснила, что был центр с необычным орнаментальным оформлением полей. Первая икона, которую я определила по полям и лакам как павловскую, была «Богоматерь Печерская». Это предположение подтвердилось через пять лет, когда выяснилось, что эту икону действительно вывезли из Павлова. Дальше пришла икона «Отче наш» Василия Рябова, созданная им в 1813 году на основе гравюр из Библии Вайгеля, популярной в России у русских библиографов и иконописцев.
В экспозиции жители и гости нашего города смогут увидеть царские врата начала XV века круга Андрея Рублева из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, напоминающие о важном историческом факте в жизни города — его посещении преподобным Сергием Радонежским.
Уникальную икону, ставшую «визитной карточкой» выставки, представил Фонд семьи Шмотьевых из Екатеринбурга. Это образ святителя Николая Чудотворца, написанный в 1723 году в нижегородском Благовещенском монастыре московскими иконописцами Дмитрием и Григорием Поповыми. На нем святитель держит на руке Нижегородский кремль в знак защиты и покровительства городу.
В едином экспозиционном пространстве после полутора столетий воссоединятся две иконы знаменитого царского мастера Симона Ушакова, написанные для Макарьевской церкви Макарьевского Желтоводского монастыря. Они были разделены после закрытия обители в 1868 году и хранятся ныне в разных местах.
Все произведения выставки невозможно описать, их огромное количество. Приехавшие с разных концов страны, так или иначе, они связаны с многовековой историей Нижнего Новгорода. Да и сама цифра 340, именно столько предметов церковного искусства объединил в одном месте «Небесный Нижний», — понятие объемное. Это и проект, объединивший лучшие музеи, ведущих специалистов в области высокого искусства, Церковь и государство, и уникальное для города событие, и нить, связующая через историческую духовную память многие поколения нижегородцев. Даже каталог выставки, подготовленный участниками проекта под редакцией Натальи Комашко, весит аж 4,5 килограмма — это только небольшая часть духовного богатства, рожденного на нижегородской земле. Прикоснуться к нему вживую можно, посетив выставку, которая будет работать до 8 ноября этого года.
Марина Дружкова
Фото Сергея Лотырева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.