Ровно 10 лет исполнилось 4 ноября со дня открытия в Нижнем Новгороде на улице Пожарского храма-часовни в честь Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В 2014 году в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства епископ Балахнинский Илия открыл мемориальную доску в память нижегородцев, останки которых упокоились в крипте храма. Дата выбрана не случайно. Среди похороненных там, предположительно, есть и ратники Народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившего Москву от интервентов в 1612 году.
Под пластами веков
Современная Никольская часовня напротив одноименной башни Нижегородского кремля располагается на месте, где до 1932 года стояла Верхнепосадская церковь в честь Николая Чудотворца. Летопись этого храма изложена в газете «Нижегородские епархиальные ведомости» за 1890 год. По утверждению составившего ее протоиерея Михаила Кострова, ее деревянная предшественница была известна на том месте еще в начале XVI века, а каменное здание возвели в 1741 году после пожара 1715 года.
Славные имена
Трое пастырей Никольской церкви были близкими известного нижегородского литературного критика Николая Добролюбова. В первой трети XIX века долгие годы настоятелем храма служил его дед по материнской линии Василий Покровский. После смерти Покровского приход получает отец будущего критика протоиерей Александр Добролюбов, а после него — Михаил Костров, женившийся на сестре Николая Добролюбова. Позже в Никольской церкви будет служить священник Алексий Порфирьев, которому суждено будет стать последним настоятелем кафедрального Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле и святым в сонме священномучеников Русской Православной Церкви.
Первое же письменное упоминание об этом храме, построенном балахнинским купцом и солепромышленником Михаилом Спириным, содержится в Писцовых книгах по Нижнему Новгороду за 1621–1622 годы: «древяна на подклетех верх шатром и с папертью».
При церквях (кроме домовых) в Средние века было принято устраивать кладбища, на которых погребали своих прихожан. По данным Писцовой книги 1621–1622 годов, в Нижнем Новгороде находилось 44 церкви. Потенциально при каждой из них могли совершаться захоронения.
Многочисленные храмы в этот период располагались в Нижнем Новгороде в кремле и на прилегающей к нему территории: Георгиевская церковь и Крестовоздвиженский монастырь у Георгиевской башни, монастырь Живоносного источника у Зачатьевской башни, церковь Рождества Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божией Матери на подступах к Ивановской башне, Никольская церковь у одноименной башни, Благовещенская и Алексиевская — у Дмитриевской.
По мнению археолога Игоря Еремина, монастыри и сопровождающие их кладбища располагались на наиболее ответственных участках обороны кремля напротив прямоугольных проездных башен. Относительно свободные участки кладбищ были плохим укрытием для наступающего врага, увеличивая сектор обстрела со стен и башен крепости. Кладбища в системе средневекового города играли пассивную оборонительную роль.
Действовало кладбище и при Верхнепосадской Никольской церкви. О его существовании стало известно во время археологических раскопок в 1997 году.
Озаренные пожаром
К тому времени территорию Никольской церкви и части ее кладбища занимала построенная в советские годы гостиница «Москва». Но после того как она сгорела, на ее месте решили поставить современный отель. Однако во время строительных работ стали обнаруживаться многочисленные человеческие останки. Тогда стало понятно, что речь идет о захоронениях некрополя Верхнепосадской Никольской церкви.
— Время существования кладбища Никольской церкви может быть датировано от XV – начала XVI веков до конца XVIII столетия. Его территория простирается к востоку и северо-востоку далеко за пределы стройплощадки гостиницы «Москва», уходя под существующую застройку XIX–XX веков, — считает Игорь Еремин, руководивший археологическими раскопками в 1997 году.
Совокупное число захоронений, вскрытых за три этапа изысканий (в 1997, 2011, 2013 годах), составляет несколько тысяч.
— Кладбище при Никольской Верхнепосадской церкви было значительных размеров. Археологические раскопки велись в границах строительных площадок и охватили значительную, но не всю его площадь. С уверенностью можно говорить о том, что вскрытые археологами захоронения принадлежали прихожанам этой церкви. Возможно, среди них были и участники Нижегородского ополчения. Но письменные источники XVII века не содержат таких сведений. А археологическими методами установить род занятий погребенных не представляется возможным, — рассуждает кандидат исторических наук археолог Татьяна Гусева.
Хранимые престолом
Приснопамятный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), при котором в конце 1990-х были обнаружены останки нижегородцев, всегда говорил, что придет время, когда мы сможем перезахоронить их на месте их первоначального погребения. Именно он попросил провести археологическое исследование перед возведением отеля и передать останки на хранение Нижегородской епархии.
Хроника храма-часовни
5 ноября 2013 года — закладка.
28 июля 2014 года — чин освящения креста для строящегося храма-часовни.
24 октября 2014 года — панихида по случаю перезахоронения останков нижегородцев, обнаруженных на месте гостиницы «Москва» на Театральной площади Нижнего Новгорода.
4 ноября 2014 года — открытие для посещения верующими, установка памятной доски в крипте.
18 декабря 2014 года, канун дня памяти святителя Николая Чудотворца — Великое освящение и первая Божественная литургия.
Дело владыки Николая продолжил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. По его благословению на историческом месте построили храм-часовню в честь святителя Николая с криптой для погребения найденных останков.
Минувшим летом в кратчайшие сроки по благословению Преосвященнейшего Георгия костницу в Никольской часовне обновили.
— Останки погребенных можно увидеть теперь не через стекло, а через специальную решетку в стене, которая отделяет храмовое помещение от хранилища. Обзор стал больше, — уточняет настоятель церкви в честь святых Жен Мироносиц и храма-часовни в честь Николая Чудотворца иерей Алексий Колесников. — Это не противоречит христианской традиции погребения. На Афоне существует такой обычай. Останки находятся под престолом, на котором совершается Бескровная Жертва. Тем самым усопшим оказана честь. Ведь не всех хоронили в храмах. Большинство воспринимает смерть как нечто страшное. Нет! Смерть — это переход в вечную жизнь. Мы же у святых празднуем не день рождения, а день смерти.
У нижегородцев есть возможность поклониться землякам, помолиться о них. По субботам в храме-часовне совершается Божественная литургия, а после нее в крипте — панихида.
Светлана Медведева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.