Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Полка в серванте или «красный угол»?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (195) 16:18, 14 ноября 2020

Полка в серванте или «красный угол»?

Как устроить домашний иконостас

Ежедневная домашняя молитва — неотъемлемая часть жизни христианина. Конечно, молиться можно в любом месте, в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Какие образы обязательно должны быть в доме православного христианина? Что делать с иконами, потерявшими вид? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Мои родственники — протестанты и не признают икон. Недавно они задали мне вопрос: зачем молиться перед иконами святых и читать им молитвы, если можно прочитать молитву Богу и тем самым обратиться к Нему напрямую. Я не знаю, что им ответить, тем более, они привели пример из Библии, где сказано, что единственный посредник между Богом и человеком — Иисус Христос (1 Тим 2:5).

— Это бесконечная история: годы проходят, а протестанты, начиная с иконоборцев VIII–IX веков, твердят одно и то же: зачем православные молятся перед иконами, поклоняясь им? Отвечаем известными словами защитников иконопочитания: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога». Мы почитаем святых угодников и молимся не иконе, а, по слову святого Феодора Студита, «первообразу в образе», то есть тому, кто изображен на иконе, а не самой иконе. «Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

Для нас святые не посредники вовсе и не божества (некоторые протестанты обвиняют православных даже в многобожии из-за почитания икон). Очень хорошо, на мой взгляд, идея молитвы святым выражена в совершаемом священником чине освящения иконы. Мы просим Господа, ибо Он Податель всех благ, позволить нам, «взирающим на эти иконы, прославить Его, прославившего изображенных святых, и постараться подражать житию и делам их». То есть мы ждем от Бога помощи, а сами стремимся уподобиться в жизни его угодникам, осознавая, что только при таком условии Он даст нам просимое.

Святые отцы VII Вселенского cобора заповедали нам догмат о иконопочитании: «взирающие на иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству».

У моей бабушки был «красный угол» с иконами. Там постоянно горела лампадка. У меня в доме тоже есть иконы, только они стоят на полке в серванте. Когда молюсь, открываю дверку серванта, зажигаю свечу, по окончании молитв тушу ее и закрываю сервант. Есть сомнения, не грех ли так держать иконы. Если нет возможности оборудовать у себя дома красный угол, где вы посоветуете поставить иконы? А если такая возможность есть, то в какой стороне комнаты должен быть домашний иконостас? И должен ли он быть в каждой комнате или достаточно одного в квартире?

— Сколько красных углов в доме, решать хозяину. Расположена божница должна быть так, чтобы вы, молясь, были лицом к востоку, откуда пришли Христос и наша вера. Если нет возможности сделать отдельную полочку с иконами (хотя трудно такое предположить), то разместить их можно и в серванте. Главное, чтобы вы молились, а не формально вычитывали правило. А искренне молиться можно везде. Конечно, в уединении и обустроен­ном для молитвы месте делать это лучше. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:6).

У меня дома всего три иконы: Спасителя, Богородицы и Николая Угодника. Все они достались мне от бабушки. Теперь хочу и другие купить, но не знаю, какие именно выбрать: сейчас такой большой выбор икон. Какие нужно обязательно иметь у себя дома?

— Слово «обязательно» здесь не подходит. Ведь к какому бы святому мы ни обращались, ответа ждем только от Бога. Традиционно в доме православного человека имеются иконы Спасителя, Божией Матери. Остальные — по расположению сердца. Святитель Николай, преподобный Серафим, блаженная Матрона Московская и множество других угодников Божиих — выбирайте, кто вам ближе, памятуя, что, молясь перед иконами этих святых, мы обещаем Богу, что будем стараться уподобиться в своей жизни Его избранникам. И не просто обещаем, а всеми силами стараемся выполнить обещание.

Двадцать четыре года назад мама благословляла нас с мужем иконой Пресвятой Богородицы. За это время икона потеряла вид. Реставрировать ее нет смысла, потому что икона недорогая, художественного интереса не представляет. Что делать?

— Если иконы, бумажные или написанные на дереве, уже не подлежат восстановлению, их можно сжигать на листе железа, а пепел опустить в текучую воду (речку, ручей).

Нашел в земле небольшую старую иконку, помыл, почистил и поставил к своим иконам. Но многие мне говорят, что такие вещи нельзя оставлять у себя, что их лучше вообще не брать или отдать в храм. Кто прав?

— Вы правы. Никаких оснований для запрета брать найденную икону нет. Ваше дело распорядиться находкой так, как вам Бог на душу положит. Если икона большая по размеру, то есть, возможно, храмовая, разумеется, лучше вернуть в храм. И уж совсем неправильно проходить мимо образа. Вспомните для примера, как обретались многие известные чудотворные иконы.

Часто у чудотворных икон можно видеть кольца, браслеты, цепочки и крестики от прихожан, благодарных за то или иное чудо. Когда вижу подобные дары, возникают мысли, насколько это правильно. Кольца, серьги, браслеты — это ведь все мирское. Да и крестик свой можно ли снимать с себя, пусть даже для иконы?

— Правильно это или нет, сказать трудно. В церковном уставе об этом ничего не говорится, а на практике, между тем, давным-давно существует. Вы правы, так люди выражают свою благодарность — от букета цветов до нательного крестика. Кстати, о крестике. А почему его нельзя подарить иконе (Первообразу в образе), по молитвам у которой человек получил исцеление? Как знак искренней благодарности. Нательный крест  тоже своего рода знак — знак нашей принадлежности к Церкви Христовой. И не более того. Для православного человека крест не оберег, мы ведь не язычники. На обратной стороне крестика написано: «Спаси и сохрани» — это обращение к Тому, Кто распят на кресте, Он — спасет и сохранит, только Он. Да, существует традиция приносить в дар какие-то дорогие человеку вещи святыне, прошение возле которой было услышано Господом, и я думаю, что ничего плохого в ней нет. Человек не просто homo sapiens, но и homo ardonis, то есть не только разумный, но и умеющий благодарить.

Когда умерла моя мама, я хотела положить ее любимую иконку, с которой она не расставалась, ей в гроб. Батюшка не разрешил. Почему? Я бы, например, хотела, чтобы меня похоронили вместе с моим крестиком и моей любимой иконой.

— В православном обряде погребения есть две практики. Одна предполагает оставлять икону при захоронении, другая — не оставлять. Я придерживаюсь первой. Мне кажется, это правильно, если с усопшим будет образ Спасителя или Божией Матери. Кто-то думает по-другому. И в брошюрах по обряду погребения встречаются разночтения на эту тему. Скорее всего, вторая практика ведется с советских времен, когда икон не хватало, тогда и забирали из гроба образ. Кстати, потом родственники усопшего не знают, что с иконой делать, несут ее после 40 дней в храм. А что с ней делать в храме? Как правило, это маленькая, изготовленная типографским способом иконка. Не уместнее ли ей остаться с телом усопшего?

Я вышиваю икону Божией Матери. Смогу ли я потом освятить ее в церкви и молиться на нее?

— Молимся мы не на образ, а перед образом. Каким бы способом ни была изготовлена икона, если она соответствует канону, а это определят в храме, священник совершит чин освящения, после чего молитесь перед ней во славу Божию. К сожалению, сейчас распространены неканонические изображения, называемые иконами. Поэтому в выборе образца будьте осторожны.

Много лет назад мне подарили икону, довольно искусно выпиленную из дерева, — изображение Спасителя. Как я потом догадалась, она была изготовлена в местах лишения свободы. По глупости я взяла ее, даже обрадовалась, а когда поняла, где она сделана, испугалась. Поставила ее в шкаф и до сих пор не знаю, что с ней делать. Посоветуйте!

— А разве имеет значение, из чего и где сделана икона? Значение имеет, канонический это образ или нет. Принесите вашу икону в храм, поговорите с батюшкой, и он, если икона каноническая, освятит ее. Тогда вы поставите освященную икону на полочку с другими образами и будете спокойно молиться перед ними, благодаря Бога за все.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.