Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Помазан — и недостоин
«Ведомости Нижегородской митрополии» №18 (264) 15:14, 3 октября 2023

Помазан — и недостоин

Саул — первый царь израильский

История отказа Древнего Израиля от богоправления изложена в 1-й Книге Царств: пророк Самуил выбирает первых царей, Саула и Давида, внимая Господу. В 10-й главе и далее пророк помазывает Саула на царство и представляет его народу: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего». С помазанием Саул получает Духа Божия. Дальнейшая история первого царя требует внимательного изучения.

Сюжет избрания Саула — один из известных в Библии: высокий красивый юноша, сын Киса, был послан своим отцом в сопровождении слуги на поиски пропавших ослиц. Слуга предложил обратиться за подсказкой к известному «прозорливцу» Самуилу («кого называют ныне пророком, преж­де назывался прозорливцем», уточняет Писание — 1 Цар 9:9). Но за день до этого Господь открывает Самуилу: «завтра в это время С пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо С призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня» (1 Цар 9:15–16).

«С тобою Бог»

Самуил говорит Саулу о том, что произойдет с ним после помазания: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать… и сделаешься иным человеком… Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог». Саул должен был встретиться с пророками, с которыми и сам будет пророчествовать. Можно предположить, что их пророчество могло быть о грядущем Спасителе, так как это была главная тема ветхозаветного провозвестия. По словам Самуила, после того как Саул услышит это пророчество, он сделается «иным человеком». Это ясный знак, указывающий на возрождение. Итак, Саул, первый помазанник Божий, был призван к спасению.

Действительно, заслугой царя Саула стал ряд одержанных Израилем военных побед. Народ был благодарен пророку и царю и даже хотел умертвить тех, кто был против его воцарения, говоря: «Саулу ли царствовать над нами?» , однако «Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле».

Несмотря на одержанную победу над аммонитянами, Самуил продолжает объяснять народу, что, попросив себе царя, он совершил грех — и тут же утешает испугавшихся израильтян: «не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим … и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой».

Трагедия и ее причины

В жизни Саула все складывалось хорошо: красивый, статный, единственный сын знатного человека, плюс к этим достоинствам Бог ставит его над всем народом царствовать. И Господь был на стороне новоиспеченного царя. Побеждая в битвах с филистимлянами, Саул приобрел уважение среди простых людей. Народ любил его. Будучи царем, в мирное время он сам вспахивал поле. Казалось бы, вся жизнь этого человека должна была сложиться самым лучшим образом. Но ожидания не оправдались. Три сына Саула погибают в битве, сам же он, окруженный врагами, падает на свой меч. И хотя ему в этом помогает его оруженосец, без сомнения, такое действие можно назвать самоубийством.

В чем же была причина столь ужасной трагедии человека, которого избрал Господь?

Жизнь Саула стала меняться после пренебрежительного отношения к словам пророка Самуила. Господь отверг первого царя, дважды нарушившего Его волю: первый раз, когда в тяжелых обстоятельствах, при угрозе филистимского нашествия, он принес жертву, не дождавшись срока, назначенного Самуилом, и его прихода, то есть проявил малодушие и недоверие к Богу (см.: 13:8–10). Самуил уже тогда предупреждает его: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».

Второй эпизод — глава 15: Саул нарушает волю Господню во время войны с амаликитянами. Бог устами Самуила велит Саулу не брать у побежденных никакой добычи, включая скот, — все истребить. Но Саул и его люди истребляют лишь худшую скотину, лучшую же приводят к себе. В разговоре с Самуилом Саул оправдывается тем, что эта живая добыча предназначена для жертвоприношения. Несмотря на оправдания царя, Самуил говорит ему: «худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царст­вование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».

Ответ Самуила весьма примечателен: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы — и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, противление то же, что идолопоклонство».

Господь сказал Самуилу: «жалею, что поставил С Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». Итак, Саул был отвержен за неповиновение, от него «отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух».

Подготовил протоиерей Александр Зуев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.