Его хотели канонизировать еще до революции. Священника из села Бортсурманы, человека, который предсказал победу над Наполеоном и воскресил умершего отрока. Но пришла война, потом революция. К лику святых святого праведного Алексия Бортсурманского причислили только в 2000 году. К тому моменту прежнее дело о канонизации было утеряно. Пять лет назад его обнаружила Александрина Вигилянская, которая стала составителем книги «Помните обо мне… Материалы к житию». Сегодня она гость нашей газеты.
— Александрина, вы не просто составитель книги — вы потомок святого праведного Алексия, и я знаю, что обнаружили вы это недавно. В результате написали книгу «Видимое-невидимое», появился одноименный фильм. Митрополит Тихон (Шевкунов) в своих знаменитых «Несвятых святых» пишет, что «нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире». Это ведь и о вашей истории, о том, как вы нашли свои корни?
— Святой Алексий Бортсурманский — мой дедушка в восьмом колене. Дедушка с пятью «пра». И узнала я об этом в 2016 году, 17 августа, в день торжеств в его честь. Праведный Алексий совершенно чудесным образом привел меня на свою землю, и я попала на праздник, разыскивая других моих предков. Сюда я приехала искать сведения о священнике Павле Вигилянском, о котором тоже узнала незадолго до этого. И вот попала в Бортсурманы в день празднования обретения мощей. Служил владыка Георгий и другие архиереи. Я увидела раку, украшенную цветами. Естественно, заинтересовалась, что же это за святой, к которому пришло столько людей?
Купила в лавке книжечку с житием. Она распахнулась посерединке у меня в руках, и взгляд упал на абзац… Вот сразу… Слова я помню до сих пор: «За девять лет до своей кончины святой Алексий вышел за штат и передал свое место священнику Павлу Вигилянскому, который был женат на его внучке от старшей дочери Надежды».
Потом я поехала в архивы, узнала и о Павле, и о его жене… А тогда, представьте, зная, что отец Павел — это мой дедушка с тремя «пра», я вдруг читаю, что он был женат на внучке святого… Это было кульминацией всех предшествующих событий, всех моих поисков родословия. Ведь до этого я нашла Курмыш, город, а теперь село, где тоже служил мой предок — потомок праведного Алексия. И праздник в Бортсурманах связал воедино всю эту цепочку как бы случайностей.
Я стала собирать сведения о святом Алексии. Узнала, что исчезло дореволюционное дело о канонизации. Потом сама обнаружила его в архиве Ульяновска. Представляете, что может чувствовать человек, который держит в руках считавшееся утерянным дело со свидетельствами чудес, с какими-то письмами, имеющими отношение к жизни твоего предка, с воспоминаниями людей… Что может чувствовать человек, которому это падает в руки? Было ощущение огромной ответственности. Мой долг это опубликовать, поделиться со всеми!
Поисковая работа проходила не без искушений. Два раза, к примеру, случались дорожные происшествия, которые выглядели очень страшно со стороны, но каждый раз я оказывалась совершенно невредимой.
Одно произошло по дороге в Санкт-Петербург. Я ехала в архив, меня благословил архимандрит Дамаскин (Орловский), который возглавлял комиссию по канонизации святого праведного Алексия в наше время. Он, узнав о том, что в Ульяновске найдены материалы к его канонизации, которая должна была состояться до революции, сказал, чтобы я поискала следы в Синодальном архиве в Петербурге. Как произошло ДТП, не поняла ни я, ни водитель автобуса, который въехал сзади на ровном месте. Со мной были моя подруга и крестница — очень близкие люди. Страшный удар! Стекла летели, нас отбросило, вокруг мчались какие-то фуры… Моя машина была всмятку, а мы даже не ударились! Ни царапины — как это? Я не отменила поездку, в Петербург мы ехали на эвакуаторе.
Вся эта история с обретением родословной была его замыслом — святого праведного Алексия! И Божиим Промыслом. Потому что по-другому объяснить такие совпадения и череду событий просто никак нельзя.
— В этом году в издательстве Московской духовной академии вышла книга, посвященная вашему святому предку. Основная ее часть — публикация того самого архивного дела «О причислении к лику святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А. П. Гнеушева». Что еще вошло в издание?
— В предисловии рассказывается история обретения дела о канонизации и других материалов о святом Алексии. В приложении помещены несколько дореволюционных публикаций о нем, обновленное житие, включающее ранее не известные чудотворения. Я исследовала «Симбирские епархиальные ведомости», искала упоминание о Бортсурманском чудотворце. И там тоже нашла свидетельства чудес. В целом все, чем можно было дополнить его житие, вошло в книгу. Она так и называется — «Материалы к житию». Это то, что было в деле о канонизации, от начала до конца и в той же последовательности. Комиссия выезжала в Бортсурманы и Курмыш в сентябре 1913 года, провела здесь несколько месяцев. Они подробно опрашивали свидетелей. В том числе настоятеля Успенской церкви Бортсурман Михаила Воскресенского, будущего священномученика. Это вообще уникальный храм! В нем два священника, настоятеля, причислены к лику святых. Отец Михаил тоже дает показания, рассказывает о почитании святого среди прихожан, приезжих людей. Он рассказывает, а я-то уже знаю, что через пять лет он будет зверски убит карательным отрядом латышских стрелков…
— Дело о канонизации включает и рукописный дневник отца Алексия…
— Да, это свидетельство его подвига и святости. Думаю, что всех православных христиан должно тронуть его откровение. Святому Алексию являлись святые, другие жители горнего мира. Господь, Пресвятая Богородица, три девы в белых одеждах — Вера, Надежда, Любовь… Слышал он и ангельское пение во время своих молитв. Все это описано в дневнике.
Он опубликован полностью, то есть все, что нашлось в архиве. Другой вопрос, полный ли это текст? Выяснить это, естественно, невозможно. Святой Алексий писал урывками, записи часто обрываются, и непонятно, то ли утрачены некоторые страницы, то ли так было изначально. Нужно сказать, что он вел дневник в достаточно молодом возрасте (это 1809–1811-е годы), а почил в 1848‑м. То есть неизвестно, было какое-то продолжение или нет.
— Результатом чудесных событий 2016 года, насколько я знаю, стало и восстановление храма в Курмыше.
— Когда я обрела все это богатство: нашла родословие нашей семьи, эти края, без которых я теперь не могу существовать, потерянный дневник святого Алексия — поняла, что это не дается просто так, нужно на это как-то отвечать. И моим ответом должно стать восстановление поруганного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Курмыше, где служил мой предок. Там есть и еще один храм, где службы были прерваны на 81 год — в честь святителя Тихона Задонского, кладбищенский. Для восстановления святынь создан фонд святого праведного Алексия Бортсурманского. И вот я, филолог, которая никогда не соприкасалась со строительством, по мере сил стараюсь поднять эти храмы. За все, что мне было послано, нужно хоть в малой мере, но отблагодарить…
Беседовала Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.