В прошлом году в Нижнем Новгороде проходила масштабная выставка «Небесный Нижний» с участием лучших музеев страны. Резонанс события оказался настолько широким, что повлиял на развитие постоянной экспозиции древнерусского искусства в Нижегородском художественном музее. Изменилась концепция показа икон, обновилась коллекция. Разберемся, каким собрание древнерусской иконописи НГХМ было и что в нем предлагается увидеть сегодня.
Начнем с цифр. Коллекция древнерусской иконописи НГХМ насчитывает около 500 экспонатов. В ее основу положены два известных в России частных собрания, сформировавшихся в конце XIX — начале XX века: собрание Григория Прянишникова в Городце и Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде. Вошли в нее и образы из храмов и монастырей, уничтоженных или закрытых после 1917 года.
Сейчас в экспозиции посетители могут увидеть 72 иконы периода древнерусского искусства. Если сравнивать с советским временем, коллекция икон и предметов церковной старины существенно расширилась. Но этому предшествовала большая работа.
— У иконной экспозиции очень драматичная судьба, — рассказывает заведующая отделом отечественного искусства Ирина Маршева. — Она размещалась в доме Сироткина на Верхне-Волжской набережной в маленьком помещении. С течением времени появилась возможность увеличить экспозицию поздних памятников. До начала 1990‑х годов памятники старше XVII века не входили в круг интересов исследователей. Но эта позиция радикально изменилась. Большой заботой была еще реставрация. К слову, реставрация древней иконы может продолжаться не один десяток лет, потому что доска и краска очень хрупкие и нуждаются в особой защите. За последние 30 лет несколько более поздних икон были раскрыты и доведены до экспозиционного уровня. И сейчас мы имеем возможность показывать их широко.
Толчок развитию коллекции икон дала именно выставка «Небесный Нижний». Коллекция НГХМ лежала в основе ее экспозиции, позволив крупным исследователям, самому куратору, автору концепции выставки Наталье Комашко (научный секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) делать обобщения и выводы, которых до этого не делалось никогда. Впервые была высказана идея о том, что в Нижнем Новгороде и Нижегородском крае были свои художественные традиции, особенности и школы. И что Нижний Новгород — один из крупнейших культурных центров Древней Руси и России нового времени.
Когда иконы вернулись в залы музея, был предпринят новый опыт показа нижегородской коллекции. Создатели экспозиции попытались опереться на географический принцип. Иконы сгруппировали не по времени, а по территории их написания или бытования. Так, в залах древнерусского искусства сейчас представлены Нижний Новгород, Москва, Балахна, Павлово-на-Оке, Строгановская школа.
Среди икон нижегородской школы выделяется образ Похвалы Пресвятой Богородицы XVII века из нижегородской Похвалинской церкви.
— Икона представляет собой развернутую псалмопевческую композицию. В центре мы видим Богородицу, а по краям — святых пророков с символами их пророчеств о Богоматери, воплощенных в иконографии: «Лествица небесная», «Гора нерукосечная», «Купина неопальная»… Обращает на себя внимание колорит образа — охристый, с включением ярких пятен зеленого, синего и красного цветов. Такая палитра была характерна для нижегородской иконы, — рассказывает Ирина Маршева. — На этой иконе есть орнамент, отсылающий нас к традиционной художественной росписи, которая на нижегородской земле бытует до сих пор. Эта икона упоминается во многих нижегородских летописях. Когда храм Похвалы начал восстанавливаться, ее отреставрировали и показывали на выставке одной иконы в Художественном музее. На открытии выставки клирики этой церкви отслужили перед ней молебен и сняли копию. Сейчас в Похвалинской церкви находится список этой, теперь музейной, иконы.
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.