После первосвященника Илия и по возвращении Ковчега Завета из пленения высокое звание судьи Израиля перешло к Самуилу (1 Цар 7–8). В течение 20 лет он обходил колена Израилевы, призывал народ служить только Богу и отвергнуть идолослужение, навлекавшее гнев Божий. Тяжкие невзгоды убеждали народ в истинности слов Самуила, и постепенно началось религиозно-нравственное преображение Израиля. «И удалили сыны Израилевы ваалов и астарт и стали служить одному Господу».
Бегство филистимлян
Самуил призвал народ, чтобы совершить всенародное покаяние и возобновить Завет с Богом. Люди собрались, каялись «и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе». Возобновив Завет с Господом, израильтяне заново восприняли забытую веру отцов и совершили торжественное жертвоприношение истинному Богу.
Слух о многолюдном собрании дошел до филистимлян. Опасаясь восстания, завоеватели пришли в Массифу с большим войском. Но Господь уже пребывал со Своим народом и сильнейшим громом привел филистимлян в такой ужас, что те обратились в бегство. «Так усмирены были филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на филистимлянах во все дни Самуила. И возвращены были Израилю города, которые взяли филистимляне у Израиля».
С этого времени Самуил окончательно был признан судьей Израиля. Силом был уничтожен филистимлянами, Самуил стал жить в родном городе Раме и воздвиг там жертвенник. Рама сделалась центром государственной жизни, здесь Самуил судил, отсюда он ежегодно обходил израильские города, наставляя истинной вере и разрешая трудные вопросы народной жизни. Он судил народ Израиля 40 лет, до своей смерти, в последние 20 лет служения уступив власть избранному Господом царю Израиля.
Школы проповедников
Ревнуя о возрождении и сохранении в народе истинной веры, Самуил создал так называемые школы пророков, наподобие современных духовных училищ. В них изучались Закон Божий, религиозная обрядность и священные гимны. Последние особенно привлекали израильский народ, любивший петь. С музыкой и священными песнопениями пророки обходили города, народ шел за ними, слушая и приобщаясь к познанию высоких истин о Боге и святости Его заповедей.
Выпускников пророческих школ называли пророками — не в узком смысле предсказания будущего, а по способности толковать слово Божие, произносить проповеди, складывать молитвы и песнопения Богу и исполнять их под звуки музыки. Это были достойные законоучители, пробуждавшие в народе стремление к его высшему предназначению — преданности Богу и построению жизни в соответствии с Синайским законодательством. Воодушевленные ревностью об истинном духовном благе Израиля, пророки стали бесстрашными поборниками правды Божией, обличителями согрешений народа и его правителей.
Народ испрашивает себе царя
Состарившись, Самуил взял в помощь двух своих сыновей, но ответственная должность судей в Вирсавии оказалась выше их духовных сил: они стали брать подарки и судить несправедливо. Старейшины, озабоченные новой угрозой безначалия и развращения Израиля, просили Самуила: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов».
Желанием отказаться от теократии и уравняться с иными народами израильтяне окончательно признавали свою неспособность следовать возвышенным началам богоправления, изложенным в законодательстве Моисея. До сего времени все законы, постановления и распоряжения, касающиеся религиозной, государственной, общественной и семейной жизни, исходили от Господа, но народ проявил неспособность следовать им без внешнего принуждения, не смог понести духовной свободы и ответственности.
Богоправление без религиозной ревности вырождалось в своеволие и распущенность, в народе царили междоусобицы и идолопоклонство. Каждое семейство и колено поступали так, как им было удобно. Вот почему израильтяне потребовали себе царя, чтобы твердой властью тот заставил всех соблюдать интересы народа и исполнять Закон Моисеев.
В крепкой царской власти евреи видели и причину побед над ними языческих народов. Их национальное самолюбие было уязвлено, они желали уравняться с язычниками — так же иметь царя.
Требование их не было противозаконным, возможность царской власти была предусмотрена Синайским законодательством: благочестивый царь должен был в своем правлении следовать Закону Божиему и тем выполнять Его всесвятую волю относительно израильтян. Но Самуил был расстроен: он понимал, сколь умалялось с избранием царя участие Божие в жизни народа.
Судья с горячей молитвой обратился к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою».
По слову Божию Самуил описал израильтянам всю тяжесть для них самовластного царского правления: «И сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда». Но люди настаивали на своем, и Самуил стал ожидать, когда Небесный Царь Израиля Своим Промыслом укажет народу земного царя.
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.