Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Правила благочестия
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (192) 16:37, 25 сентября 2020

Правила благочестия

И вновь о поведении в храме

Храм — место общения с Богом. Сюда люди приходят для молитвы, поклонения Господу, исповедания и причащения, для слушания Слова Божиего. Те, кто посещает богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме. Те же, кто приходит лишь по праздникам, часто теряются и чувствуют себя неуверенно. На вопросы наших читателей о нормах поведения в храме отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Хожу в храм уже достаточно давно, но до сих пор не могу понять, когда нужно класть земные поклоны, а когда достаточно поясных. Обратила внимание, что в храме все кланяются по-разному. Разъясните, пожалуйста!

— Правило о земных поклонах довольно сложное, и газетная площадь не позволит изложить его полностью. Познакомиться с ним можно в книге «Часослов», в конце ее подробно изложено правило о поклонах вообще и о земных в частности. Скажу только, что в воскресные и праздничные дни, а также на Святках, с Пасхи до Троицы и в некоторые другие дни колени не преклоняем. Исключением является вынос Чаши со Святыми Дарами. Но и здесь нужно ориентироваться по количеству молящихся. Если земной поклон сделать невозможно, ограничиваемся поясным. И не надо смотреть, кто и что делает в храме. Вы пришли к Богу, с Ним и разговаривайте. Хорошо, если вы познакомитесь с правилами, но не они главное. Главное — ваше сердце, которое вы приносите Христу.

Можно ли во время литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

— Место, где вы молитесь, конечно, значения не имеет. Но возникает вопрос: почему вы не заходите в храм? Если из чувства глубокого покаяния, как евангельский мытарь, — это одно. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 8:13). Или вы не хотите участвовать в общей молитве с другими молящимися? Или что еще? В притворе молиться можно, но здесь и тесно, и слышимость хуже, и не видны действия священнослужителей. С другой стороны, это ваше личное дело, где молиться. Слово «молиться» подчеркиваю — не стоять, а молиться.

В обычной жизни я всегда хожу в брюках. Скажу честно, мне доставляет большое неудобство идти в храм в юбке. Поэтому я всегда ношу с собой специальную юбку, которую надеваю прямо на брюки перед тем как войти в храм. Одна женщина сделала мне замечание, что, мол, все равно я к Господу пришла в брюках, а это не благословляется. Она права? Ведь очень многие сейчас так в храм ходят. Неужели внешний вид важнее самого человека?

— Поменьше бы надо слушать, что говорят в храме женщины-всезнайки. Апостол Павел предупреждает: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:34–35). Разумеется, в церкви существуют определенные правила, и идущему в храм небесполезно с ними познакомиться и выполнять то, что предписано. Вот пришла женщина к Богу в брюках, хотела, возможно, поплакать, попросить о чем-то или, напротив, поблагодарить. И тут на пути между ней и Богом вырастает всезнающая «одна женщина» и заявляет, что в таком виде Господь ее не примет. Бедная! Скудно у нее с разумом. Брюки сейчас не только мужская одежда, есть покрой для женщин. Господь нас любыми примет, даже и совсем без одежды, лишь бы мы хотели прийти к Нему. Да и дело, по большому счету, не в одежде. Жаль, что это не все понимают, особенно те, кто пришел якобы молиться, а сам только и смотрит, кому бы сделать замечание. К тому же, согласитесь, и тон замечаний может быть различным. Во всяком случае, будьте спокойны, и не отвечайте грубостью на грубость, если такое случится.

Мне недавно заметили, попеняв, что я хожу в храм всегда в одном платке. Дескать, надо повязывать разные платки: если это Троица, то зеленый, на богородичные праздники — голубой и так далее. Так ли это?

— Каких только глупостей не придумают люди, считающие себя, между прочим, воцерковленными! Действительно, существует символика цветов богослужебных одежд, но это никоим образом не относится к одежде прихожан. Чего доброго, они еще и от мужчин начнут требовать определенного цвета брюк. Такое случается, если человек не знает и не хочет знать учения Церкви, смысл богослужения, основ литургики. Он стоит на службе, не понимая, о чем поют, что читают, что вообще происходит за богослужением. У него не вера, а суеверия. Посоветовать таким людям хочется одно — прочесть несколько раз «Закон Божий», на большее они едва ли способны. И еще, перед тем как войти в храм, набрать в рот воды и держать ее там, пока служба не закончится.

Во время каждения в нашем храме люди выстраиваются полукругом лицом к священнику, который совершает каждение. Получается, что часть людей при этом оказывается спиной к алтарю. Я сомневаюсь, правильно ли это. Как себя вести, когда кадят?

— Каждение — неотъемлемая часть богослужения, оно помогает молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (Исх 30:7–8). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении пишет: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога…» (Откр 8:3–4). Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю не следует.

Мне 60 лет. Не скажу, что плохо себя чувствую, но все равно стоять в храме всю службу мне тяжело, только и думаю о том, что устала. В какие моменты я могу участвовать в богослужении сидя?

— Как известно, до VI века верующие могли молиться сидя. Но вот что говорит раннехристианский теолог Тертуллиан (III век): «нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом». Действительно, из любви и уважения к Тому, Кому мы молимся, делаем это с благоговением, стоя. Когда молишься стоя, не расслабляешься, а стоит сесть — уже и внимание ослабло, и в сон потянуло. Когда же речь идет о больных людях, митрополит Московский Филарет (Дроздов) советует: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять. Правда, есть моменты, когда на службе можно и присесть. Особенно это касается продолжительного всенощного бдения. В храмах вдоль стен стоят скамейки. На них можно посидеть перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится — «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия также разрешается отдохнуть. То же и на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый — вечерню, а первый оканчивает утреню. Не допускается сидение во время чтения шестопсалмия ввиду важности читаемых псалмов.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма, если я не собираюсь причащаться?

— Первые христиане причащались Святых Христовых Таин на каждой литургии. Для того и служится великое таинство Евхаристии, чтобы верующие причащались Тела и Крови Христа. Вполне понятно, что перед богослужением они не вкушали пищи. Современный человек не может присутствовать на каждой литургии, но обычай приходить в храм на службу натощак все равно сохраняется, даже если вы не причащаетесь. В этом заключается наша посильная жертва Богу. Разумеется, есть исключения из строгого правила для больных людей, тех, например, кому необходимо выпить таблетку, чтобы выстоять службу в здравии. А больные сахарным диабетом, которым нужно обязательно хоть немного да покушать, чтобы не случился диабетический криз? Они могут это сделать за шесть часов до начала литургии.

Батюшка, дайте совет, как вести себя в храме, если мой полуторагодовалый ребенок начинает капризничать. С одной стороны, я понимаю, что мы мешаем другим и надо бы выйти, но, с другой стороны, очень хочется приобщить его к таинствам. А он иногда во время причастия кричит не переставая.

— «Приобщить» к таинствам Церкви ребенка можно, только когда он что-то будет понимать. Потому и советуют приносить младенцев непосредственно к причащению. По мере их возрастания можно приводить их к Евхаристическому канону, а потом и раньше, объясняя, что происходит в храме. В любом случае, родители призваны наблюдать за поведением своих чад и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если же это не удается, просто выйти с ним на время из храма. Помните, что храм полон людьми, которые пришли молиться, проявите человеколюбие. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и постарайтесь не обращать на плач внимания. Терпение всегда великое дело.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.