Мы приехали в гимназию в день открытых дверей, когда сюда собрались родители, чьи дети на будущий год пойдут в школу. Директор гимназии показала им учебные кабинеты, рассказала об успехах гимназистов и достижениях учителей. Гости смогли задать вопросы старшеклассникам и педагогам. Мы пообщались со всеми участниками образовательного процесса: учителями, гимназистами и их родителями.
Признание в любви
Еще вчера просто малышка — сегодня школьница! Вероника Янова — счастливая первоклассница. Почему счастливая? Да потому что учится в Арзамасской православной гимназии. Каждый день ее мама, приходя забирать дочку из школы, слышит одно и то же: подожди чуть-чуть. Не хочет Вероника домой. Здесь у нее и друзья, и занятия интересные, и учитель, который уже стал любимым.
— А самое главное, — говорит Елена Вениаминовна, — она чувствует, что ей здесь рады, ее любят. Когда мы выбирали школу для дочки, ни на секунду не задумывались. Я по работе сотрудничаю с гимназией и знаю, какая здесь дисциплина, какой высокий уровень преподавания. И, конечно, хотелось, чтобы ребенок больше приобщался к вере, к Богу.
Успехи выпускников
Гимназия — это хорошая возможность для верующих родителей дать детям образование и воспитание в лучших православных традициях. За 14 лет ее работы многие не раз в этом убедились. Гимназия была открыта 29 августа 2005 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. С сентября 2010 года гимназию возглавляет Юлия Владимировна Залялиева.
— Это сейчас у нас гимназия практически укомплектована, второй год подряд набираем три первых класса. А когда-то был недобор, — вспоминает директор. — Мы поначалу не понимали, с чем это связано. Когда же сделали первый выпуск одиннадцатиклассников и СМИ осветили результаты их поступления, то на следующий год к нам пошли люди. Во-первых, ребята очень хорошо сдали ЕГЭ. И — как результат — все поступили в вузы на бюджетные места. Во-вторых, возможно, бытовало мнение, что все наши выпускники идут либо в семинарии, либо в монастырь. Оказалось, что это не так. Из первого выпуска один мальчик поступил в Нижегородскую духовную семинарию, одна девочка — на иконописное отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию, остальные ребята — в светские вузы. Наш второй выпуск — всего семь человек, из которых четверо были медалистами. Свои медали они подтвердили, поступив на бюджет в московские вузы: МГУ, Российский университет им. Косыгина, РАНХиГС, медакадемию имени Сеченова. В прошлом выпуске из 12 человек было пять медалистов. Все ребята показали высокий уровень обучения, поступив в московские и нижегородские вузы. Трое выпускников выбрали духовные учебные заведения: Нижегородскую семинарию и Центр подготовки церковных специалистов «Покров».
— Мы понимаем, что результаты наших выпускников привлекают в гимназию новых учеников, — говорит Юлия Владимировна. — Привлекают и условия. Заботами нашего учредителя делается все, чтобы дети находились в комфортной обстановке, чтобы было необходимое оборудование для получения качественного образования. Привлекает родителей и наш режим работы. У нас школа полного дня: дети здесь с восьми утра до шести вечера, — это удобно для родителей, особенно в начальной школе. Привлекает и трехразовое питание: завтрак, обед и полдник для начальной школы и для среднего звена — завтрак и обед.
С утра до вечера
С самого открытия гимназия работает как школа полного дня, в первой половине — уроки, во второй — кружки.
— Часть кружков, в основном предметной направленности, проводят наши преподаватели, а часть мы реализуем через сеть дополнительного образования, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Букарева. — У нас заключен договор с музыкальной школой: занятия по специальности для наших детей проводятся здесь, поэтому в некоторых кабинетах мы установили инструменты. Кроме того, есть договор с Центром внешкольной работы, педагоги занимаются с нашими детьми на бесплатной основе.
Есть и платные кружки, они организуются по запросам родителей. Их названия говорят сами за себя: «Шахматы для начинающих», «Робототехника», «Рукодельница», «Богатырек» и др.
Гордость гимназии — хор «София». В следующем году ему исполнится десять лет. В репертуаре — и духовные песнопения, и эстрада. Значительная часть хора постоянно поет на клиросе в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель которого — духовник гимназии протоиерей Сергий Жулин.
— Основной состав хора — это более 30 ребят, — рассказывает руководитель хора, учитель музыки и церковного пения гимназии Юлия Марчус. — Мы принимаем всех желающих. Я считаю, что слух и голос есть у каждого, развиты они или нет — это второй вопрос. Я всегда говорю ребенку: хочешь петь — ходи на каждую литургию. Это факт: кто ходит на службу, у того почему-то быстрее развиваются сила и красота голоса, слух.
Гимназический хор хорошо известен в Арзамасе и за его пределами. Его приглашают с выступлениями на благочиннические, городские и областные мероприятия. Что неудивительно: ребята — большие мастера. Многоголосие — обычное дело для этого хора. Сейчас, например, коллектив разучивает девятиголосное произведение, премьера состоится на празднике, посвященном десятилетию хора.
Самоуправление
В редкой школе сегодня нет своей системы самоуправления. Не исключение и Арзамасская православная гимназия. Здесь создан совет обучающихся, в который входят активисты из 7–11 классов. Каждый отвечает за то или иное направление: гражданско-патриотическое, культурное, трудовое, социальное, спортивно-оздоровительное, информационное, ЮИД. ЮИДовцы — юные инспекторы дорожного движения — занимаются профилактикой дорожных происшествий. Проводят разнообразные акции для родителей и обучающихся. Разъясняют малышам — ученикам начальных классов и воспитанникам детских садов — правила дорожного движения.
В гимназии что ни день, то акция. Перед праздниками, например, здесь любят проводить мастер-классы по изготовлению подарков. Перед Днем Победы готовили особые георгиевские ленточки, а к Декаде пожилого человека шили очечники. Как приятно было пенсионерам, которые пришли в гимназию на специально для них организованный концерт, получить еще и подарок из рук гимназистов!
— У нас есть и постоянно действующие акции, например «Сделай подарок ближнему», — рассказывают сестры Рафаила и Феодосия Балацел, которые в совете обучающихся отвечают за социальное направление. — Мы собираем предметы первой необходимости и развозим их по домам престарелых. А еще мы там выступаем: поем, читаем стихи. Организуем пасхальные и рождественские ярмарки на приборостроительном и машиностроительном заводах. Собранные средства идут на лечение больных детей и другую благотворительность.
Особый день в гимназии — пятница. Каждую перемену в холле третьего этажа можно посмотреть интересный видеоролик или мультфильм. Темы соответствуют близкому событию или празднику. Их подбором занимаются сами гимназисты.
— Я очень люблю нашу гимназию, — признается Настя Борисова, — потому что она самая лучшая! Нас в семье восемь детей, и шестеро здесь учились или учатся. Две сестры после 11-го класса в Москву в университеты поступили. Двое младших, когда подрастут, тоже сюда пойдут!
Экономя ресурсы
О проекте «Бережливые технологии» сегодня слышно повсюду. Его внедряют на предприятиях и в организациях, в поликлиниках и больницах, в школах и детских садах. По благословению митрополита Георгия вступают в этот проект и православные гимназии и детские сады.
— В проект «Бережливые технологии» мы вступили первыми среди арзамасских школ, среди православных гимназий епархии — одними из первых, в январе 2019 года, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Букарева. — Консультировали нас специалисты проектного офиса «Росатома». Сначала мы не понимали, для чего это нужно.
Поэтому прежде решили выявить проблемы. Повесили три листа проблем — для детей, родителей и педагогов. У родителей долго висела одна фраза: «Спасибо, мы всем довольны». Дети, наоборот, свой лист исписали за десять минут — правда, подошли к этому делу не очень серьезно.
— Тогда мы поняли, что и здесь надо применить бережливые технологии — собрать актив и конкретно задать направления проблем: школьная жизнь, питание и т. д., — говорит Юлия Васильевна. — Проанализировав, выделили 12 проектов, в первую очередь касающихся учебной деятельности.
Сначала отказались от бумажных журналов, оставили только электронные. Результат — у педагогов сразу освободилось время, которое можно было потратить с большей пользой. Затем занялись организацией школьного пространства: классных комнат, коридоров, раздевалок. Идея — сделать так, чтобы каждый квадратный метр способствовал развитию школьников. Повесили карты, сделали развивающие зоны. В кабинете химии по-другому расставили оборудование, что позволило в два-три раза сэкономить время на подготовке к лабораторным и практическим работам. В библиотеке расширили пространство читального зала, просто проведя там ревизию, убрав лишние книги, добавив небольшое количество полок. В итоге вместо восьми посадочных мест появилось 20.
Если поначалу всем казалось, что «Бережливые технологии» — это чисто финансовый проект, то со временем поняли: можно изменить многое, просто по-новому взглянув на привычные вещи.
Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.