Наших экспертов мы спросили: считают ли они, что отечественная культура сегодня развивается, идя рука об руку с православными традициями; что они вкладывают в понятие национального культурного кода; насколько эффективно в Нижегородской области сотрудничают в сфере культуры Церковь и светские организации и как это способствует укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и сохранению культурного наследия.
Алексей Анциферов, генеральный директор иконописной мастерской «Ковчег»:
— Хотелось бы, чтобы православная культура шла рука об руку с традициями, но у нас многонациональная страна и культура — пестрая, представленная разными взглядами и направлениями. Поэтому невозможно и даже неправильно уравнивать культуру и православие. Какая-то ее часть «идет в ногу» с православными традициями, и хотелось бы, чтобы эта часть от целого становилась больше. Истинная культура без духовности не может существовать, и лишь время показывает, несет ли она в себе что-то, чтобы человек стал лучше. Если нет, то это не культура и не искусство.
Наш русский культурный код — православие. В истории государства были моменты, когда мы уходили от него, и тогда на всех сторонах жизни это сказывалось негативно. В такие времена его непременно чем-то подменяли: ушли от икон — получили портреты вождей, вместо крестных ходов — демонстрации, святые мощи заменил Мавзолей Ленина. Но «Без Бога ни до порога», нам нельзя уходить от своих духовных корней.
Сегодняшнее культурное сотрудничество Православной Церкви со светскими организациями я бы назвал соработничеством и поставил знак плюс. Это ценно и дает возможность достигать результатов. Пример — концерт «Великая Русь», состоявшийся летом у собора Александра Невского. На площадке перед собором звучали духовная и светская музыка, звон колоколов, были световые инсталляции — впечатление огромное. Еще примеры — традиционный музыкальный фестиваль «Арзамасские купола», епархиальные издания, где обязательно отведено место культурным событиям, Дивеевский монастырь, представляющий собой целый духовно-культурный центр. Такое соработничество дает людям отсылку к православной культуре.
Большая заслуга в укреплении культурных традиций в Нижегородской области принадлежит митрополиту Георгию. Владыка воссоздал и продолжает воссоздавать многие духовно-исторические центры. Восстановленный Дивеевский монастырь сияет, и его свет виден всему православному миру. Таких точек притяжения в Нижегородской епархии возникло много, в том числе в Арзамасе, Сарове. Радио и телевидение Нижегородской епархии стали культурными составляющими нашей жизни — благодаря им мы можем многое узнать и духовно возрасти. Эти источники духовной культуры требуют поддержки и огромных усилий, и наша епархия это делает.
Григорий Меламед, руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области:
— Митрополит Георгий и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин бережно и трепетно относятся к культурному наследию. В регионе более 800 объектов религиозного назначения, относящихся к памятникам. Все они, безусловно, нуждаются в сохранении и реставрации. Они представляют собой связь эпох и позволяют прикоснуться к истории и познакомиться с российской культурой.
В настоящее время по грантовой программе Министерства культуры России мы проводим консервацию шести объектов религиозно-культурного наследия в Большемурашкинском, Городецком, Вадском, Пильнинском, Дальнеконстантиновском и Павловском районах. Делаем это для того, чтобы в дальнейшем, когда будет возможность полноценного финансирования, произвести их реставрацию.
За последние несколько лет были проведены работы на 42 объектах культурного наследия религиозного назначения. Среди них церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского на улице Баррикад в Нижнем Новгороде, Похвалинская церковь на улице Заломова, храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке, храмы в Саровской пустыни, Благовещенском мужском монастыре и другие. Отмечу работу последних лет по воссозданию Соборной колокольни Нижегородского кремля, храма в честь преподобного Симеона Столпника и Никольской церкви с манежем.
У нас сложился крепкий конгломерат с управляющей компанией по развитию Саровско-Дивеевского кластера, ведущего масштабную работу по сохранению и возрождению историко-культурных и религиозных объектов Арзамаса, Дивеева и Сарова. Благодаря соработничеству Нижегородской митрополии, кластера и нашего управления открыли свои двери Воскресенский и Спасо-Преображенский соборы в Арзамасе.
Более 20 процентов объектов культурного наследия в Нижегородской области составляют объекты религиозного назначения, и правительство области активно поддерживает проекты по сохранению памятников церковной архитектуры, в том числе святынь.
Иван Стольников, художественный руководитель и главный дирижер камерного хора «Нижний Новгород»:
— Не стал бы утверждать, что российская культура сегодня тесно связана с православными традициями. Хотя в воздухе витает идея аккумулирования всех наших традиций и ростки этого единения появляются. В частности, это заметно на примере взаимосвязи органов местной региональной власти и Нижегородской митрополии.
В сотрудничестве с министерством культуры области я вижу, как возрождаются и строятся храмы на нашей земле — такое возможно только благодаря совместной работе. Нижегородская область — достойный пример удачного взаимодействия светской власти и Церкви. Почти любое торжественное светское мероприятие не обходится без почетных гостей из Нижегородской епархии. Время показало востребованность по всей области православных гимназий, где у наших детей формируют православное сознание, вкладывают в них частичку нашего генетического кода, который опирается на наши историю, идентичность, традиции и литературу.
В хоровых соборах, которыми я руковожу, участвуют не только православные хоровые коллективы, но и светские — студенческие, профессиональные. На моих глазах у невоцерковленных ребят, которые поют в стенах храма, появляется интерес к православной вере. К нам на хоровые соборы приезжают коллективы от Алтая до Санкт-Петербурга, и мы делимся нашим успешным опытом взаимодействия на федеральном уровне. Идет очень активная работа, и максимум внимания уделяется митрополитом Георгием воцерковлению детей.
Сергей Демидов, ведущий архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, лауреат премии «Золотое сечение», почетный реставратор Москвы, член совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— К понятию национального культурного кода я отношусь осторожно. Мне ближе лозунг рубежа XIX–XX веков «Православие, самодержавие, народность». Подновить его или заменить другим, на мой взгляд, пока не получается. Считаю также, что православие и культура в России не только не идут рука об руку, но иногда даже идут вразрез. Посмотрите на нашу эстраду. Не вижу положительных изменений в сфере реставрации: процесс усложнился, законодательная база большая и работают далеко не в пользу наших памятников. Если раньше оформить документы на текущий ремонт храма можно было за один день, сейчас на это уходит до двух месяцев.
Вместе с тем Нижегородская епархия — пример тому, как не на словах, а на деле происходит воссоздание икон, храмов, реставрация и консервация церковных зданий. Митрополит Георгий хорошо разбирается в этих вопросах и средства на них находит— по нашему времени это просто чудо! Союз реставраторов активно сотрудничает с митрополиями, организуя студенческие реставрационные группы, которые помогают в реставрации росписей и консервации храмов.
Евгения Серегина, замдиректора по научной работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления, художник-реставратор высшей категории:
— Вместо слов о национальном культурном коде все просто должны сплотиться и беречь свои культуру и речь, развивать свою уникальность. В той же иконописи, к примеру, где мы, как правило, довольствуемся тем, что нам досталось из глубины веков. Современные иконописные школы зачастую не привносят ничего нового, только копируют прошлое.
Что касается сохранения культурного наследия, мы никак не придем к единому мнению, как это делать. Живопись сохраняется очень плохо, а копоть от зажженных свечей является агрессивной средой. Проходит 5–10 лет, и реставрация требуется вновь. Здесь нет вины духовного сообщества, а нужно взаимодействие с наукой. Для поиска решения мы в настоящее время привлекаем Объединенный институт ядерных исследований из подмосковного города Дубна, думаем воплотить в жизнь и другие совместные проекты с научно-исследовательскими институтами. Справедливо упомянуть и большую роль наших музеев, по-прежнему сохраняющих богатство дореволюционных храмов.
Владыка Георгий успешно сотрудничает с Союзом реставраторов, приглашая студентов для практики. На мой взгляд, это плодотворное и тесное взаимодействие. И в духовном плане деятельность епархии сильно влияет на умы, благодаря чему очень многие вернулись к православной вере.
Записала Мария Герман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.