Недалеко от Дивеева, в урочище Ломовка (когда-то была здесь такая деревня) каждое лето расправляют крылья палатки. В этом году они вновь появились здесь. Несколько дней на берегу речки Вичкинзы проходил ежегодный Международный военно-спортивный фестиваль «Православный воин».
Встретились снова
Организовали фестиваль Нижегородская епархия и саровский культурно-спортивный центр «Казачий острог» при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, Духовно-научного центра Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни, федераций армейского рукопашного боя Нижегородской области и Ставропольского края и других организаций, для которых духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи не пустой звук.
«Православный воин» ежегодно проходит в Дивеевском районе с 2013 года. Юрий Бельский и Дмитрий Янович, инструкторы центра «Казачий острог», — одни из тех, кто стоял у истоков фестиваля.
— Сейчас условия более пригодные для жизни, раньше у нас все было гораздо проще, — вспоминают молодые люди. — Мы своими руками построили площадку, две казармы, кухню. Пробурили скважину, сейчас есть вода. Но главное, конечно, не бытовые условия, а общий дух этих сборов.
Участниками фестиваля «Православный воин» ежегодно становятся представители различных военно-патриотических клубов России, дальнего и ближнего зарубежья. На этот раз они приехали из Ставропольского края, Московской, Ивановской, Курской, Саратовской и других областей нашей страны, из Казахстана и Германии.
— Мы здесь уже второй год, — говорят Арсений Петровский и Дмитрий Диканьский, они из Гатчины, из-под Санкт-Петербурга. — Красивые места, дружелюбная атмосфера. Мы участвуем в военно-тактических соревнованиях и по рукопашному бою. Ходим по лесу, с оружием… Там даны координаты точек, и нужно их найти и выполнить определенное задание. В руках карта и компас, иногда дают GPS-навигатор. Здорово, хоть и сложно!
За опытом
Огнян Маринов в Четвертый удел Богородицы добирался из солнечной Болгарии.
— Три года назад меня здесь в казаки верстали — это как посвящение в казаки, что ли, — объясняет он. — Пятьдесят лет назад на меня произвел большое впечатление фильм «Тихий Дон». И потом у меня были три мечты. Стать водолазом — стал, парашютистом — стал, и казаком. Познакомился однажды с дивеевскими казаками. Увидели, что человек я православный, соблюдаю традиции казачества. А по поводу фестиваля… У нас в Болгарии таких праздников нет, а жаль. Я же председатель сообщества «Традиция», мы проводим реконструкции боев, поддерживаем памятники.
Среди участников фестиваля — священник богатырского вида. Наверное, приблизительно так выглядел Илья Муромец, после того как принял монашеский постриг. А наш герой оказался чемпионом Советского Союза по карате, чемпионом России среди профессионалов по кикбоксингу, много у него и других титулов.
— Пока я приехал сюда только с семьей, — рассказывает протоиерей Александр Столяров. Он, кстати, из Муромской епархии, настоятель Свято-Введенского храма города Вязники. — У меня сыновья-двойняшки Петр и Павел. Им семь лет, но уже серьезно тренируются: бокс, кикбоксинг. А я окончил теологическое отделение нижегородского педуниверситета и возглавляю у нас в епархии комиссию по развитию спорта в среде православной молодежи. В этом году, наверное, будем открывать на приходе свой спортивный центр. Может, на следующий год приедем уже с командой. Так что перенимаю опыт.
Владимир Сергеев из Москвы — мастер боевых искусств, президент федерации боевого самбо православных граждан и один из тренеров клуба боевых искусств «Сим победиши». Клуб существует больше 20 лет, и главное здесь — стремление не только к спортивным победам. Все тренировки начинаются с молитвы, воспитание идет в православном духе.
— Для меня этот фестиваль тем и ценен, — говорит Владимир, — что собрались единомышленники. Обмениваемся мнениями, впечатлениями. Сегодня я здесь в качестве судьи. А в Москве сужу соревнования по армейскому рукопашному бою, боевому самбо.
Главный судья соревнований — Илья Ламзин, директор культурно-спортивного центра «Казачий острог». Это у него с протоиереем Павлом Павликовым родилась идея «Православного воина».
— Казаки — основной, если так можно сказать, двигатель этих сборов. Донские, терские, кубанские и наше Волжское казачье войско, — говорит Илья Алексеевич. — И все мы видим в этой деятельности — воспитании молодежи — смысл нашей жизни. Так вот Богу служим.
Когда русская армия, прогнав Наполеона в 1812 году, шла победным маршем по Европе, ее прозвали Православным воинством. Александр I запретил любое насилие в отношении местного населения и обещал суровую кару нарушителям. Поэтому памяти о каких-то печальных случаях (если они были) не осталось, зато история словосочетание «православное воинство» сохранила. Предки мальчишек и девчонок, которые сегодня играют в страйкбол и лазертаг у подножия Дивеевской обители, были не просто сильными и любящими свою Родину. Это были действительно христиане. Таких и старается воспитать «Православный воин».
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.