Народная мудрость гласит: «Устами младенца глаголется истина». Часто дети задают действительно важные вопросы — о Боге, вере, святых, о добре и зле. Иногда такие вопросы ставят в тупик, мы не знаем, что на это ответить. Мы адресовали вопросы юных прихожан настоятелю храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерею Владимиру Гофману.
Если бы Адам и Ева попросили прощения у Бога, Он бы вернул их обратно в рай? Что было бы, если бы наши прародители не нарушили послушание, которое дал им Бог?
— Наши предположения мало что значат. Прародители не только не попросили прощения, они всячески старались переложить свою вину на другого, потому что изменилась их природа. Откроем Библию. Господь спрашивает Адама уже после грехопадения: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:11–13). Вот так: Адам обвиняет Еву, Ева — змея. Мы знаем, что кающегося грешника Господь прощает. Но первые люди не каялись, а оправдывались. Пустил ли бы их, раскаявшихся, Господь в рай? Вероятно, пустил бы. Но это, опять же, наше предположение. В жизни — что случилось, то случилось. Бог не изменяет прошлого. Изменилась природа всего творения, а потомки Адама генетически получают то, что называется прародительским грехом.
Что делать, если родители все время ругаются? Мне тяжело это видеть. В храм они не ходят. Меня водит туда крестная. Она же помогла мне поступить в воскресную школу. Что мне сделать, чтобы родители изменили свою жизнь?
— Всегда очень жаль детей, родители которых ведут греховный образ жизни, которые далеки от Бога, открывающего Свои объятия всем: и праведникам, и грешникам. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко…» (Мф 11:28–30). За родителей нужно молиться. Особенно за грешных. Просить Господа, чтобы Он вразумил их. Терпеть и своим примером показывать путь к Спасителю и спасению.
Родители не разрешают мне играть на телефоне и компьютере, смотреть ролики в интернете. А там много информации, которая нужна мне для учебы. Они говорят, что у меня может быть интернет-зависимость. Но если выделить на игры хотя бы минут 30, то ничего страшного же не случится! Неужели все мобильные игры и весь интернет греховные?
— Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека давно не является секретом. Точнее сказать, не самого по себе компьютера, а работы с ним. Многие люди очень долго сидят у монитора и, конечно, получают негативные последствия для здоровья. Врачи отмечают следующие причины: мерцание монитора; компьютерное излучение и ухудшение микроклимата в помещении; воздействие на мышцы и суставы из-за стесненной позы; воздействие на психику (синдром компьютерного стресса). Если же говорить о душе человека, то здесь все зависит не от компьютера как машины, а от того, кто за ней сидит, чем занимается, что ищет на просторах интернета. То есть от умения человека нажать нужную кнопку в нужное время. С помощью компьютера набирается текст Священного Писания, но с помощью того же компьютера можно открыть книгу черной магии, смотреть недушеполезные фильмы и передачи, зайти на такие сайты, что мало не покажется. Особенно опасно это для детей, которые еще не умеют проявить волю и выключить машину. Так и появляется интернет-зависимость. А она лечится очень тяжело. Лучше ее не допускать. Это и болезнь, и грех. Современный человек, в том числе и школьник, не может обойтись без компьютера и гаджетов, но он не должен быть рабом техники, это они призваны ему служить. То есть человек управляет компьютером, а не компьютер человеком. Разумный пользователь обязан знать, что для его души спасительно, а что опасно. Поэтому тревога родителей понятна. Что касается игр, я признаю только двигательные, а не на экране, они точно полезны и не греховны.
Грех ли списывать на контрольной? Очень много задают, и не всегда есть время подготовиться к занятию. И вообще, я думаю, что многие предметы мне в жизни не пригодятся! Так зачем же их тогда учить?
— Списывать, разумеется, грех, потому что это обман. А зачем учить предметы, которые не пригодятся в жизни? Вопрос праздный. Мы не можем знать, что в жизни пригодится, а что нет. Это во-первых. А во-вторых, школьная программа взята не с потолка, любой предмет развивает интеллект, явно или подспудно. А вот с чем я согласен, так это с тем, что программа перегружена, школьники, если добросовестно учатся, сильно устают, не могут усвоить предмет без репетитора, у них не остается времени на детство. Но, надеюсь, это видно и тем, от кого зависит составление программы. Ждем перемен.
Распространяется ли пятая заповедь на мачеху и отчима?
— А почему нет? Особенно, если эти люди становятся вам близки, стараются искренне заменить родителя, отдают душевные силы, любят. Но Господь призывал любить всех, даже врагов. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас…» (Ин 15:12). «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших…» (Лк 6:27). А любить значит и уважать, и почитать.
Христос родился, чтобы спасти нас от греха и смерти. Но смерть никуда не пропала. А зла в мире становится все больше…
— Вопрос не простой, и ответ на него связан с понятиями свободной воли человека и воли Божественной. Святые отцы говорили: Бог спасает нас не без нас. Мы призваны участвовать в своем спасении. Ну, а уж если сами того не хотим… И еще: Бог никогда не отнимает у человека раз и навсегда дарованную ему свободу. Он как бы говорит нам: пожалуйста, выбирайте, если захотите, Я вам помогу. Телесная смерть человека здесь, на земле, осталась, безусловно. Христос спас нас от смерти вечной. По своей воле человек принес в мир смерть, а жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат — страдания. Почему же Господь не захотел этого предотвратить? Тогда Он лишил бы человека дара свободы выбора между добром и злом. Христос Своей Жертвой дает нам возможность вернуться к первозданному состоянию, но уже имеющими опыт жизни без Бога, а значит, научившимися любить Его и выполнять заповеди. Вот так мудро устроил Господь этот мир. И человека.
Я учусь в пятом классе. Хочу стать священником. Что сейчас нужно для этого делать?
— Хорошо учиться. Беречь здоровье. Молиться и любить ближних своих. Конечно же, посещать храм, исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин. Остальное Бог управит в свое время.
Одноклассники дали мне попробовать сигареты. Мне не понравилось. Но у нас все курят, а мне не хотелось бы остаться без компании. Стыдно, что приходится врать маме.
— Человека уважают, когда он имеет свое мнение, отстаивает его, не поддается соблазнам и не подражает кому-либо из человекоугодия. Не нравится курить, считаете это грехом? Так зачем это делать? Из боязни показаться белой вороной? Уважают не тех, кто как все, а тех, кто всегда, при любых обстоятельствах остается самим собой. Если есть стержень, так и не давай ему прогнуться.
Попадут ли домашние животные в рай? Как можно за них молиться?
— Животные и человек были созданы в один (шестой) день творения. Но человек, как венец всего сотворенного Гоcподом, имеет, в отличие от животных, бессмертную душу, он призван быть царем над животным миром, именно человек (Адам) давал имена всем животным (Быт 1:26–28; 2:19). Молиться можно обо всем, что сотворено Господом. Но… Преподобный Силуан Афонский говорил: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Это подтверждается и словами Священного Писания: «Блажен, иже и скоты милует, сердце же нечестивых жестоко» (Прит 12:10). Конечно, Господь имеет попечение о всякой твари. Попросить у Господа долгой жизни кошке, разумеется, можно. Если ваш любимец заболел, никто не мешает своими словами попросить Бога об облегчении страданий животного. Давным-давно были составлены молитвы о животных: на благословение стада или молебный чин во время губительной болезни скота. В 2015 году Священный Синод утвердил «Чин молебного пения о сохранении творения Божьего», который совершается ежегодно в первое воскресенье сентября. Об упокоении животных не молятся. Учение Церкви говорит нам о том, что душа животных смертна, это значит вечной жизни, в отличие от человека, у них нет.
Подготовила Татьяна Гариана