В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.
Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу не зависящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честного Креста, когда Церковь вновь вспоминает страдания и смерть Господа. Праздник этот был установлен в IV веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий.
Гора Преображения
О Преображении Господнем написали три святых евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Но ни в одном из Евангелий не указано название горы, на которой преобразился Господь. По преданию, это произошло на Фаворе, недалеко от Назарета. Традиция почитания этой горы местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе были построены два храма: один непосредственно на месте Преображения, другой там, где спали накануне этого события святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Сегодня на вершине Фавора находятся два монастыря: православный и католический.
Фаворский свет
Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели доподлинно то нетварное и Божественное сияние, тогда как Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.
Духовный прообраз человека
«Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве, — так говорил в своей проповеди о значении праздника патриарх Пимен (Извеков) в 1978 году. — Святая Церковь зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: «В мире скорбни будете, но дерзайте…» (Ин 16:33)».
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.