Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Праздник воинской славы
13:29, 22 февраля 2011

Праздник воинской славы

Современный российский календарь праздничных дат совпадает с календарем церковным разве что в одном— день Рождества Христова с 1991 года в России был объявлен выходным днем. Светские и православные традиции празднования памятных событий сегодня, как и десятилетия назад, находят мало точек соприкосновения. Тем не менее есть светские праздники, в которые Церковь остается со своим народом, поощряя лучшие чувства, связанные с этими датами. Одним из таких праздников является День защитника Отечества, отмечаемый 23 февраля.

Изначально этот праздник назывался Днем победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год). История его возникновения весьма печальна. 23 февраля 1918 года был разбит сводный матросский отряд в 1000 штыков под командованием народного комиссара по морским делам Дыбенко, посланный против немцев под Псков и Нарву. После короткого столкновения под Ямбургом матросы покинули позиции и бежали до Гатчины, что в 120 километрах от линии фронта. В тот же день в Петрограде состоялось заседание ЦК РСДРП(б) по вопросу о предъявлении германским командованием ультиматума. Значительное большинство проголосовало за немедленное подписание германских условий. В ночь на 24 февраля ВЦИК и Совнарком РСФСР сообщили об этом германскому правительству.

Такую бесславную дату имеет в своей основе этот праздник, что подтверждают многие историки: газеты того времени не содержат победных реляций. Лишь с 1922 года 23 февраля приобрело характер всенародного праздника— дня рождения Красной Армии. В 1946 году праздник переименовали в День Советской Армии и Военно-морского флота. 10 февраля 1995 года Государственная дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором этот день назван так: «23 февраля— День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)— День защитника Отечества».

Так сложилось в советский период русской истории, что это был праздник всех мужчин, так как в армии служили почти все юноши страны, достигшие 18 лет. В этот день мужчин чествовали, поздравляли и дарили им подарки. Праздник наполнился новым содержанием, и сделали это те люди, которые фактически не имели никакого отношения к своим предшественникам. Таким образом, праздник со временем превратился в день, когда поздравляют просто всех мужчин. Ведь с этой датой навсегда сроднился образ мужественности, силы, уверенности в том, что в нашей стране есть люди, которые смогут защитить детей, женщин и стариков от любой военной угрозы. Это праздник настоящих мужчин, на которых всегда можно положиться, которые являются, по сути, защитниками в широком смысле этого слова.

Есть люди, которые призывают отвергнуть советское наследие и обратиться к дореволюционной практике. Действительно, русская история имеет богатую традицию чествования защитников Отечества. На Руси было несколько дней, когда поздравляли воинов. Так, День Георгиевского кавалера праздновался после того, как был учрежден этот орден. На день зимнего Георгия Победоносца, 9 декабря, отмечался День воинской славы и День кавалеров воинской славы. В Русской Православной Церкви дни воинской славы традиционно связаны с чествованием каких-либо икон Божией Матери или определенных святых. Например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков— с празднованием Казанской иконе Божией Матери. С Александром Невским связано Ледовое побоище— в эту памятную дату (18 апреля) тоже был установлен День воинской славы.

Такие праздники, посвященные воинам, были на Руси до революции. Некоторые из них пытаются реконструировать в наше время, но население за 90 лет уже привыкло праздновать 23 февраля. Настоятель домового храма в честь Архангела Михаила Военной академии Генерального штаба ВС РФ, майор запаса священник Андрей Галухин говорит: «Праздник этот, конечно, не церковный. Но мы же не можем взять и объявить, что Церковь отказывается принимать участие в мероприятиях по поводу этого праздника. Ведь Церковь в земном понимании— это люди, поэтому мы— с народом, поэтому Святейший Патриарх возглавляет праздник, возлагая венок вместе со всем духовенством к Могиле Неизвестного Солдата».

По мнению руководителя Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, «историческая подоплека этого праздника мало кому интересна. Например, когда мужчины 8 марта поздравляют женщин, их совершенно не интересует, что думала Клара Цеткин по этому поводу. Так же и в сегодняшний праздник мало кто вспоминает матроса Дыбенко и его подвиги. Для Дня защитников Отечества совершенно не важно конкретное число,— считает отец Димитрий.— Кроме того, совсем ни к чему приурочивать этот праздник к какому-либо определенному историческому событию. Советское правительство решило посвятить именно этот день армии. С тем же успехом можно было бы назначить и другой день, например, 24 февраля или 24 марта. В данном случае это не играет никакой роли. Мне лично было бы приятнее, чтобы этот праздник отмечался в день Архистратига Божия Михаила, как это было в Российской империи. В этот день все воинство небесное радуется и прославляет воинство земное. Но пусть будет любое число, потому что этот праздник в наше время уже не имеет отношения к каким-то конкретным событиям. Важен праздник как таковой. Праздник людей, носящих погоны. Как же нам быть без такого праздника, когда Россия— это нация воинов?»

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.