Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Предвкушая невкушение
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (129) 15:37, 9 ноября 2017

Предвкушая невкушение

Приближается время Рождественского поста, а любой пост — это особое время в жизни православного христианина. К сожалению, иногда принимают за пост то, что постом по сути не является. Очень часто можно услышать: «Что-то я располнел (располнела), а не попоститься ли мне?» Или: «Я и так ничего не ем, зарплата маленькая, какое там мясо — на хлеб не хватает». Так что такое пост?

Прообраз поста мы найдем уже с первых страниц Священного Писания: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт 2:16–17). Человеку было предписано воздерживаться от того, чтобы вкушать с недозволенного дерева. Все можно — все съедобное в раю твое, говорит Адаму Творец. Но нужно поучаться в воздержании, вот и даны заповедь и предмет, который на данный момент употреблять нельзя. Воздержание — одна из составляющих поста.

Заповедь первыми людьми была нарушена, и, тем самым, они согрешили. Грех вошел в их природу. Нарушилась благодатная связь, которая давала человеку возможность непосредственного общения с Творцом. Пост в дальнейшем, по ходу человеческой истории, стал образом покаяния перед Богом за совершенные прегрешения: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена! И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион 3:1–5).

Постился и Спаситель, Господь Иисус Христос, но Ему-то зачем это было нужно? Ведь Он не имеет греха! А дело в том, что, как человек, Он имел ограниченные силы — уставал, изнемогал, нуждался в сне (Мк 4:37). Пост, оказывается, еще и средство к духовному возрастанию, и, приготавливаясь к Своему служению, Господь Сам постился сорок дней и ночей в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4:1–2).

Опытные в посте говорят, что человеку естественно чувствовать голод, однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Человеку естественно спать, но не до изнеможения тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные его стремления. Избыток сна делает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности, бдение, напротив, утончает и очищает их. Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, а более удобное служение душевным потребностям. Святитель Василий Великий, например, говорил, что «воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью».

В православии пост — время сугубого покаяния человека, но покаяния как духовного преображения. Плач и сокрушение о грехе — это составная часть процесса, но не конечная цель.

Пост — это радостное время для православного, ведь если он осуществляется правильно, то это приводит к тому, о чем говорили, пережив это, праведники: «Пост охраняет младенцев, делает целомудренным юного, почтенным старца. Ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост — это самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества. Примите пост, здоровые — это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные — это матерь здоровья. Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны. Бог повелевает, чтобы грешные люди постились, если хотят получить милость Его» (святитель Василий Великий).

Это и великий труд. Вот как Священное Писание свидетельствует о посте царя Давида его же словами: «одевался во вретище, изнурял постом душу» (Пс 34:13), «Колени изнемогли от поста» (Пс 108:24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему. Еще раз вспомним слова святителя Василия Великого: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия». С постом всегда должна быть соединена и молитва: «ничего не будет невозможного для вас; сей же род [бесы] изгоняется только молитвою и постом», — сказал Сам Иисус Христос (Мф 17:21).

По слову Иоанна Златоуста, пост — это лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз полезное, может быть бесполезным для тех, кто не знает, как им пользоваться.

Сделаем вывод: вегетарианство, диета, отсутствие денег, чтобы купить те или иные продукты, и тому подобное постом не являются.

Но как быть тем, кто поставлен в условия, когда пост соблюдать кажется невозможным? Беременная женщина или кормящая мать, малолетние дети и немощные старики, труженики, применяющие много физических сил для работы, больные, путешествующие, воины — вот далеко не полный перечень состояний человека, когда, действительно, «говеть» не удается. Но и здесь многое происходит по вере и желанию христианина.

В жизнеописании иеромонаха Василия (Рослякова), претерпевшего мученическую смерть за Христа уже в наше время, в 1993 году в Оптиной пустыни в Пасхальную ночь, повествуется о том, что он, еще студентом МГУ, занимался плаванием и состоял в сборной СССР по этому виду спорта. Но не давал себе послаблений. Хотя как спортсмену ему физические силы были, несомненно, нужны. Но он никогда, по словам его товарищей, не нарушал поста. Это не влияло на его спортивные результаты, но повлияло на воцерковление многих его товарищей по команде, которые видели в соблюдении им поста залог здоровья и сил не только телесных, но и духовных.

Да, Церковь регламентирует послабление в посте больным, беременным, кормящим матерям, людям, расходующим много физических сил, малолетним и престарелым. Но лучше всего, чтобы это происходило не автоматически, а по благословению и именно в ту меру каждого, чтобы не нарушался принцип поста.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.