Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Преодоление или смерть человека
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (183) 16:05, 14 февраля 2020

Преодоление или смерть человека

Транс-гуманизм, транзиторная этика, постмодернизм, пост-человек… В окружении этих ставших уже привычными слов мы перестаем задумываться об их смысле и, самое главное, о влиянии смыслов этой новой философии «преодоления и перехода» на наши мысли, чувства, сознание, жизнь, будущее наконец. «Зачем задумываться о какой-то философии и каких-то трансах? — вполне закономерно может возразить любой человек», и будет глубоко неправ.

В том и трагичность, и власть этих заблуждений над нами, что думать стало немодно и некомфортно. Думать значит страдать, занимать себя неудобными вопросами о смысле и конечности жизни, о бессилии человека перед злом, болезнями и смертью… Думать — сохранять, отстаивать внутреннюю цельность и независимость, свою человеческую и богоподобную сущность. Зачем? Не лучше ли отдать себя во власть науки и технологий, пред которыми уже склоняет голову большая часть человечества? А там куда кривая выведет. И правда, куда?

Как в сказке

Современное общество и его философские системы, как известно, возникли не на пустом месте, а в результате цифровой революции, тотального воздействия цифровых технологий на все сферы жизни. Это случилось тоже не сразу. Изобретению телевизора, компьютера и интернета предшествовали тысячелетия. Совершенствовались орудия труда, человек менял, подстраивал под свои потребности и цели окружающую реальность. Наконец появились автомобиль, самолет, ракета, микроскоп, рентген… С помощью технических изобретений человек заглянул в области, доселе не доступные его органам чувств — макро- и микромиры. Он стал осваивать космос и видеть материю на уровне атомов и субатомов, наночастиц. Новые технические открытия освободили человеку руки и повысили комфорт и качество жизни. У всех волшебных предметов из русских сказок уже есть аналоги в мире реальном: самолет вместо ковра-самолета, телевизор вместо волшебного блюдца, навигатор вместо волшебного клубочка… С точки зрения внешних условий мы уже живем в сказке.

Да, люди создали для себя сказочные условия жизни, но одновременно стали их жертвами или даже рабами. В первую очередь это связано с глобальной цифровизацией. Действия, чувства, сознание человека все более интегрируются в информационную реальность. Мы почти постоянно подключены к Мировой сети, к большому объему информации: через смартфон, телевидение, радио, компьютер, соцсети, мессенджеры — все доступные каналы коммуникации. В гипер­информационной среде, формируемой на основе примитивного контента, мозг человека начинает работать иначе — это подтверждают последние исследования ученых. Зависимые от соцсетей люди, по их мнению, начинают мыслить стереотипно, не развиваются. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет 60–70 процентов своего времени находятся онлайн, то есть лишь потребляют информацию, а значит отправляют свой «сервер мышления» в спячку. Так целое  поколение отучается думать.

Фантазии и реальность

В связи с цифровизацией существует еще одна проблема. Человек передоверил себя интернету. Мы, почти не задумываясь, отправляем в глобальную Сеть свои личные и биометрические данные, мысли, из которых формируется банк Больших данных. Личное пространство человека быстро сужается. Он становится абсолютно прозрачным и подконтрольным Мировой сети. Эта идея хорошо раскрыта в антиутопии Дэйва Эггерса «Сфера». Автор показывает компанию-монополиста, которая устанавливает полный, в режиме онлайн, контроль над своими сотрудниками. Права и шанса на приватность у них почти не остается, личное значит украденное.

Действительно, за глобальной Сетью, которой мы — пока добровольно — перепоручаем свою жизнь, могут стоять далеко не наши друзья: чуждые нам политические силы, коммерческие структуры, транснациональные корпорации, которые управляют не только экономикой разных стран, но и политикой, активно вмешиваясь через политическое лобби в их общественную и культурную жизнь, отрывая ее от национальных корней и традиций. В результате глобализации (а она возможна именно благодаря цифровым технологиям) делается установка на то, чтобы преступить, преодолеть, стереть границы и различия между языками, нациями, культурами, религиями, политическими системами, женским и мужским началом. Глобализация целится в традиционную мораль, семью, общество. Незаметно, но верно уничтожается привычная, естественная для человека «среда обитания», реальность, в которой он существовал на протяжении столетий.

Человек все более превращается из субъекта и хозяина жизни в ее фактор. Эта тенденция набирает скорость. Современные философы-гуманисты предуп­реждают: прогресс не приостановить, надо срочно брать его под этический и человеко­ориентированный контроль. Нас вполне может ждать будущее, описанное в научно-фантастическом фильме «Матрица» — жизнь в иллюзорном мире компьютерной симуляции, созданном разум­ными машинами. Понравится ли кому существование в виде батареи, от которой будут заряжаться машины, или в виде голограммы в виртуальной реальности, изолированного сознания, действующего в теле робота, или вообще в виде «серой слизи», то есть продукта нанотехнологий? По всем этим пока фантастическим прогнозам, человеку уготована жизнь совсем нечеловеческая.

Фантазии писателей и кине­матографис­тов имеют реальные предпосылки. В виртуальной жизни человеку все его умения, навыки, физиологические функции будут не нужны и со временем атрофируются. Зачем накачивать мышцы и оттачивать технику спуска на сноуборде со снежных вершин, когда достаточно включить компьютер, надеть VR‑очки и шлем и совершать самые неожиданные трюки на горнолыжных симуляторах? Зачем напрягать извилины, если все за нас сделает машина?

«Новые люди»

Пессимистично? Да, но чему удивляться? Жизнь технологизируется до таких пределов, что сам человек, с его уязвимым телом и нищим мозгом, используемым лишь на 10–20 процентов, уже сейчас уступает электронным машинам, роботам и становится неконкурентным на рынке труда, а в скором будущем, возможно, уступит место «новым людям», преобразованным силой науки и технологий.

Именно это, и очень смело, декларируют идеологи трансгуманизма: человека можно сделать лучше и сильнее только с помощью науки и технологий. Внут­ренние усилия изменить себя, о которых говорят все традиционные религии, духовная борьба с нечистотой души — все это в новом мире будет не нужно. Разве не на это направлены существующие и ожидаемые технологии улучшения человека? Писатели и режиссеры-фантасты показали нам наших человеко­образных потомков в виде экранных киборгов, от Терминатора до жещины с синтетическим телом Миры Киллиан.

В современном обществе идеи апгрейда ума и тела человека озвучиваются все чаще. На это направлены набирающие популярность технологии био- и нейрохакинга. Не о том ли говорит и массовое увлечение фитнесом, оздоровительными, ментальными и психическими практиками? Йога, цигун, диеты, БАДы… Люди стремятся взять под контроль все биологические процессы, происходящие в организме, корректировать их. В целях усовершенствования зрения, слуха, ориентации в пространстве и когнитивных возможностей они совершают еще один шаг на пути своей «эволюции», на деле же — шаг к сращению с искусственным интеллектом, к расчеловечиванию. Многие уже не боятся имплантации технических изобретений в тело и мозг, чипирования и замены час­тей тела на искусственные (движение ампутантов).

Так, в лаборатории нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ им. М. В. Ломоносова ведутся разработки, которые должны помочь компьютеру расшифровать команды человеческого мозга. Если ученым удастся наладить контакт между искусственной нейронной связью и человеческим мозгом, компьютер научится читать мысли человека. А где читать, там и управлять. Не пришло ли время серьезно задуматься, куда загонит человека весь это технический прогресс и будет ли в цифровой реальности место человеку и человечеству? Не говоря уже о добре, совести, любви — той нетехнологичной составляющей, Божественной искре, которая и делает человека человеком, царем и владыкой в земном мире.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.