Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Храм с историей > Пресс-тур по залам церковного музея
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (175) 14:56, 14 октября 2019

Пресс-тур по залам церковного музея

Одна из древнейших обителей Нижегородской земли — Вознесенский Печерский монастырь — стала 4 октября местом очередного пресс-тура для более 30 журналистов, пишущих на православную тематику. Сотрудники пресс-служб епархий и благочиний Нижегородской митрополии, журналисты областных и районных СМИ посетили музей обители и поучаст­вовали в работе круглого стола «Православная Церковь и церковная печать в советское время и в годы «перестройки».

В эти ворота всегда входишь с особым чувством — ощущение старины будто витает в воздухе. Позади остаются суета и шум большого города. А здесь, на территории древнего монастыря, тишина и покой, и лишь монастырские часы раз в час отбивают положенное. Вознесенский Печерский мужской монастырь прекрасен в любое время года. Но осенью — белоснежный на красно-желто-зеленом фоне — он особенно хорош. Нас встречает экскурсовод музея, который расположен на территории обители. На первом этаже — залы, посвященные истории обители. На втором — истории Нижегородской епархии.

— В XIV веке монах Киево-Печерской обители Дионисий пришел на волжские берега и ископал пещеру для своих пустыннических трудов, — наша экскурсия начинается с крат­кого погружения в историю монастыря. А она удивительна. Так как нет документальных данных, точная дата основания Печерской обители неизвестна. Известно лишь, что к 30‑м годам XIV столетия нижегородский монастырь уже существовал.

— Первые монахи жили в пещерах, отсюда и название: Печерский, — продолжает рассказ экскурсовод. — И основан монастырь был не здесь, а в километре вниз по Волге. Все, наверняка, знают Старо-Печерскую церковь, она находится на том месте, где изначально и до 1597 года был монастырь. Даже считается, что Лаврентьевская летопись, одна из самых древнейших, дошедших до нас, написана в Печерском монастыре по благословению Дионисия.

К концу XVI века монастырь имел шесть каменных церквей. Но в 1597 году все строения были разрушены. Причиной этого стал гигантский оползень. Правда, стихия, помимо разрушительных, имела и иные последствия.

— На третий день после оползня, — рассказывает экскурсовод, — были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в Печерской обители и почившего приблизительно за 30 лет до обрушения горы. Мощи эти и сейчас находятся в Старо-Печерской церкви. В советское время она была действующей, в отличие от Печерского монастыря.

Обитель, которая на первоначальном месте простояла около 270 лет, после катастрофы была возобновлена — на правом же берегу Волги, но выше по течению. Сейчас в музее хранятся свидетельства тех давних событий. Они были найдены в конце XX века во время строительных работ, когда монастырь начали восстанавливать после долгих лет забвения. Вот чугунная плита с памятью о закладке в 1630 году Вознесенского собора. А вот кованый металличес­кий крест XVII века с Успенской церкви. Слева — реконструкция склепа, в котором настоящий старинный гроб, найденный в ходе восстановительных работ.

Проходим в следующий зал музея. Одна из витрин посвящена ученикам Дионисия, позднее также ставшим основателями монастырей и прославленным в лике святых: Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому. Много бесценных документов, точнее, их копий (подлинники хранятся в архиве). В витринах — многочисленные дореволюционные фотографии, награды, церковные облачения и утварь.

Третий зал музея посвящен времени советской разрухи и постсоветского восстановления монашеской жизни. В 1918 году настоятеля монастыря епископа Балахнинского Лаврентия (Князева) расстреляли.

— В храмах обосновались мебельная фабрика, овоще­хранилище, в архиерейском корпусе — кинотеатр, а здесь коммунальные квартиры. — Наш экскурсовод подходит к стенду с фотолетописью восстановления жизни обители и продолжает рассказ:

— В 1994 году монастырь, возвращенный Русской Православной Церкви, начинает новую страницу своей истории. И в ней большую роль сыграл нынешний настоятель монастыря отец Тихон (Затёкин). К слову, и музей был создан в 2003 году по его инициативе и его трудами, по благословению и при поддержке епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Второй этаж музея посвящен Нижегородской епархии. Здесь три больших зала, но даже они не могут вместить всю историю епархии. В центральном «архиерейском» зале рассказывается об истории возникновения на нижегородской земле самостоятельной архиерейской кафедры, учрежденной в 1672 году, а также о деятельности ее архипастырей в дореволюционный период. На стенах их портреты, а в витринах – подлинники и копии архиерейских грамот XVII–XIX веков, богослужебные старопечатные и рукописные книги, антиминсы XVII века, старинные архи­ерейские облачения. Отдельная витрина посвящена митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову), который возглавлял нижегородскую кафедру 24 года, и его преемнику — архиепископу Евгению (Ждану).

«Самое главное — говорить правду»

Пресс-тур в Вознесенский Печерский монастырь был частью проекта «Пресс-клуб «Православное слово», реализуемого при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». После экскурсии по музею нижегородской епархии состоялся круг­лый стол «Православная Церковь и церковная печать в советское время и в годы «перестройки»».

Круглый стол состоялся в конференц-зале монастыря. С приветственным словом к журналистам обратился настоятель обители архимандрит Тихон (Затёкин), автор многочисленных историко-краеведческих книг и публикаций:

— Самое главное — говорить правду. Потому что, если человек недобросовестно подошел к своей работе, указал не ту ссылку, что-то додумал, пройдет время — и другому краеведу, журналисту придется с этим столкнуться, опровергать это. От нас с вами многое зависит: правда жизни, правда истории. Мы в ответе за каждое наше слово.

О церковно-исторических публикациях краеведа 1980‑х годов Надежды Князевой, которую называли «бабушкой выксунского краеведения», рассказала журналист из Выксы Елена Столярова. А Алексей Киселев и Марина Смирнова поделились своими воспоминаниями о нижегородском церковном журналисте и поэте Владимире Жильцове.

Выступление Игоря Кузнецова было посвящено нижегородским крестным ходам и исторической фотографии. Известный нижегородский историк-краевед на примерах показал, что фотографии иногда могут быть более достоверным историческим документом, чем какие-либо тексты.

Вторая часть круглого стола была посвящена памяти новомучеников. О работе над книгой памяти жертв политических репрессий рассказал архивист, писатель Виктор Харламов. Историк из Балахны Владимир Угрюмов представил свою книгу «Как это было», в которой он воедино собрал историю репрессий балахнинцев.

Серьезную историко-краеведческая работу ведет общество «Лысковский краевед». О ней участникам круглого стола рассказали Наталья Панкратова и Татьяна Исаева. А историк Евгений Гребнев представил свою книгу «Святыня на площади великого воззвания», в которой он подробно описывает житие мученицы Анисии Маслановой. Автор преподнес в дар музею Нижегородской епархии подлинные фотографии мученицы Анисии и ее супруга.

Оксана Москвина
Фото Александра Чурбанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.