Главная > К духовному размышлению > Причастие по поводу и без
«Ведомости Нижегородской митрополии» 18 (126) 16:18, 28 сентября 2017

Причастие по поводу и без

Часто можно услышать от православных христиан увещевание, обращенное к собратьям младше, так сказать, по церковному стажу: «Обязательно нужно причаститься!» Повод к исполнению совета, который имеют в виду, может быть разный. Собрались прожившие энное количество лет супруги повенчаться — возникает естественный вопрос: а что для этого нужно? Им объясняют: то да се, свечи, полотенца, кольца… «И обязательно причаститься». Или жил человек — не тужил, а тут раз! Онкология. Что делать? Советчики говорят дельные вещи: пойди в церковь, покайся на исповеди. «…И тебе надо обязательно причаститься». Первое сентября! — «Обязательно причаститься». В дальнюю дорогу — «Обязательно причаститься». Вчера окрестили ребенка — сегодня пришли в храм: «Нам сказали обязательно причаститься».

Хорошо это или плохо? Да, наверное, хорошо… И можно цитатой из Священного Писания обосновать уверенность, которая утвердит и советчика, и внемлющего советам в правильности содеянного. Не Иисус ли Христос Сам говорит: «… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57).

За богослужебным «десертом»

Все так, все так… Но что делать, когда ты слышишь от бабушки, приведшей внука (внучку) ко причастию (замечу, к концу Божественной литургии), слова, повергающие тебя в ужас от того, что ты видишь отсутствие понимания катастрофичности ситуации? Ребенок упирается, отворачивается от священника, начинает плакать от совершаемого над ним насилия, и тут: «Батюшка сладенькое даст» («компотик», «водичку» — это не все варианты, предлагаемые детям).

Ты понимаешь, что в этот момент не можешь ни отторгнуть кощунника, ни просветить, и в то же время стараешься не осудить этого человека. Можно было бы успокоить себя мыслью, что это частный момент, маленькие дети, они не осознают и т.п. Но когда и от самого причащающегося, который в возрасте разума, слышишь на вопрос: «Чего ты причащаешься?» — ответ: «Кагорчик», просто опускаются руки.

Кто-то скажет, что это нехарактерные случаи, мол, в основном-то все же знают, что Причастие — это Тело и Кровь Христовы, и даже уличенные в кощунстве потом, в увещевательном разговоре признавались, что знают, Что Это Такое, но: «Как-то вырвалось». Так вот об этом и речь.

«Не в суд или во осуждение»

Знание и осознание далеко не тождественны. Чем же вызвано мое беспокойство? А тем, что, подходя к Святой Чаше механически, без правильного рассуждения о том, что должно случиться в нашей жизни от Причастия, мы причащаемся в суд. Вспомним слова молитвы из Правила ко Святому Причащению: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти: но во очищение и освящение души же и тела».

Да не в суд ми будут… Слышите? И священник, в завершение Евхаристического канона в алтаре, молясь, произносит: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение». И, выходя с Чашей из алтаря, он снова, уже непосредственно перед Причастием, так же напоминает нам о двух вариантах, которые могут случиться с причастником: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».

Почему я так настойчиво акцентирую наше внимание на этом обстоятельстве? Обосную словами апостола Павла, который знал, осознавал и понимал, что может случиться с человеком, приступающим к Святым Тайнам без должного рассуждения. Вот что он пишет: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор 11:27–30).

Вот так. Не просто болеет, а умирает. Это ответ тем, кто недоумевает — вот и в церковь хожу, и исповедуюсь, и причащаюсь, а мне все хуже и хуже.

«Стараться об исправлении»

Так как же быть? Архиепископ Арсений (Чудовской) писал: «Великое дело принимать Святые Тайны, и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А поэтому хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, — старайся всемерно об исправлении своего сердца».

Стараться о своем исправлении — вот ключевое понятие. И одним из условий Причастия должно быть прощение всех, кто нанес тебе какой-либо ущерб. Всех, кто тебя каким-либо образом обидел, ты должен простить. Нельзя причащаться в состоянии вражды или злобы.

Конечно же, необходимо, готовясь к причастию, молиться, и в этом нам помогает молитвенное Правило ко Причащению, но стоит при этом учитывать сказанное святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее исправление свое, например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Бога не в слове, а в силе» (1 Кор 4:20). Хорошо послушание во всем Матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, «могий вместити» — продолжительную молитву — «да вместит». Но «не все вмещают слово сие» (Мф 19:11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

Живая вера — а что это? — спросит читатель. А это наши поступки, наши дела. Если они сообразуются с тем, что ожидает от нас Господь Иисус Христос, то и вера наша живая. И тогда то, о чем Он говорил — о пребывании в Нем, а Его — в нас, даст полноту радости о Его обетовании. Как писал святитель Лука Крымский, пребывать во Христе значит жить Его учением, проникнуться всецело Его святой любовью, Его заповедями, той любовью, которая побудила Его сойти с неба и нас спасти.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.