Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Про учебник и половую тряпку
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (104) 13:52, 27 октября 2016

Про учебник и половую тряпку

Как-то по журналистским делам я оказалась в одной из сельских школ области. Это было двухэтажное старенькое здание с печным отоплением (рядом, к слову, находился фундамент новой школы). Увидев, что фотокорреспондент снимает детишек, бодро, по цепочке передающих друг другу березовые поленья от сарая до дверей, директор испугалась: «Не снимайте, меня же уволят! Нам запрещено использовать детский труд». А новый министр образования Ольга Васильева предложила его в школы вернуть. Именно общественно полезный: уборку школьных помещений, бригады из учеников, которые работали бы на полях, работу детей на пришкольных участках. Инициатива, нужно сказать, реакцию вызвала бурную. К обсуждению этой темы обращаемся и мы.

n-purginaНадежда Пургина,
директор средней школы:

— Каждый должен заниматься своим делом: ученик — учиться, уборщица — убирать. Во времена моего детства существовала классная система. Учился в кабинете только один класс. В помещении было место для ведра, швабры. Не могу сказать, качественно ли мы мыли. Но старались. А сегодня наша, например, школа работает в две смены — кабинетная система. Школа загружена. Технический персонал качественно и быстро делает уборку между сменами и в конце учебного дня. Учащиеся только по рассказам родителей знают, что в прошлом школьники мыли за собой классы, причем без всякого согласия родителей. Так было заведено. И все мыли. Сейчас мы должны брать согласие родителей на какую-либо уборку. Не все дают его. Хотя большая часть взрослых понимает, что дети убирать за собой должны.

Вот генеральные уборки нужны. Детей надо приучать к труду. Они должны понимать, что школа — их второй дом, а о доме надо заботиться, поддерживать порядок. Территорию школы дети тоже могут помочь убрать. Нельзя просто заставлять их отрабатывать. Труд должен нравиться, а ребенок — видеть его результат.

В советское время многие школы имели опытные участки. Сейчас по ряду причин их стало намного меньше. Наверное, должен быть профильный класс или биологический кружок, чтобы работать на опытном участке.

Считаю, что ребят надо просто суметь увлечь, использовать личный пример взрослого, тогда они сами захотят трудиться.

a-elisovАндрей Елисов,
заслуженный учитель Российской Федерации:

— Отношусь к предложению Ольги Васильевой положительно. Я — за, двумя руками. У учеников в советское время в разной мере, но вырабатывалось бережное отношение к классу, в котором ты учишься, к земле, на которой ты живешь, то есть труд был частью патриотического воспитания.

Например, наша школа в селе Саваслейка Кулебакского района, построенная в 1967 году, окружена небольшим березовым лесочком. Деревья возле школы посадили первые ученики. И, по традиции, выпускники каждый год сажают деревца. Они гордятся, на самом деле, что имеют отношение к этой роще, и стараются, уходя из школы, оставить какую-то память о себе. К тому же (все это по договоренности с родителями, разумеется) мы сохранили так называемую школьную практику для десятиклассников. Формируются трудовые бригады, заключается договор, и три недели ребята работают на территории школы. Оно объединяет, общее дело! Субботники на территории школы тоже проводятся. Обычно они заканчиваются каким-то праздничным действом. Например, мы наводим порядок у школы накануне Масленицы, перед Осенним балом нужно убраться.

У нас есть еще зимний сад, где много растений, которые дарят выпускники. За этими растениями дети тоже ухаживают.

Что касается мытья полов в классе, я считаю, нужно, чтобы дети это делали. Приучать детей к наведению порядка — нормальное явление. Хотя в наших условиях это дополнительная нагрузка на и так очень загруженных педагогов. Этого, мне кажется, многие и боятся. Но я за то, чтобы дети умели варить суп, мыть пол, пришивать пуговицы. В семье не всех учат это делать, поэтому я за то, чтобы научили в школе. Я — за труд. Но при условии (улыбается. — Ред.), что не сократят техничек. А если серьезно, то их, в принципе, можно бы сделать ответственными за мытье полов ребятами.

marina-elyuhovaМарина Елюхова,
мама 6-классника:

— Мой сын и сейчас работает на пришкольном участке, они цветы выращивают. Парты тоже сами моют в каникулы. И я не против. Но мне не хотелось бы, чтобы мой сын мыл в школе полы. Потому что, во-первых, как они помоют? Не уверена, что качественно. Может, старшеклассники и хорошо сделают, а младшее и среднее звено? Опять же, если бы дети постоянно занимались в одном кабинете, а не переходили из класса в класс, то есть убирали бы только за собой, может быть, я бы согласилась. Хотя нет, мыть полы школьникам не надо. На это есть технички. А вот помыть за собой парты, протереть стены — это, я думаю, не лишнее.

Когда я училась в школе, мы помогали совхозу, убирали картошку, овощи. Были рады, потому что в это время не учились! Ну, и вообще, на картошке было весело. Жгли костры, пекли картошку. Еще каждому ученику в нашей сельской школе выделяли участок (сотки две, кажется), которые нужно было обработать в летние каникулы. Не хотелось, хотя там нужно было всего-то два-три раза прий­ти прополоть. В целом, мы нормально к этому относились.

vadim-pavlychevВадим Павлычев,
отец 11-классника:

— Отношение к предложению нового министра неоднозначное. Сельхозработы для школьников я не одобряю. Возможна уборка, и то не включающая в себя влажную. С тряпками, с ведрами, я считаю, — это перебор. Потому что дети ходят в школу все-таки в опрятной одежде, а тут они с грязной водой. Я — за уроки труда, где девочек будут учить шить, а ребят — обращаться с электропроводкой или делать другую мужскую работу. А полы мыть незачем. Конечно, с одной стороны, детей надо приучать поддерживать порядок, тогда они будут беречь не только свое, но и школьное имущество, но это должно быть с разумным подходом и дозированно.

 

vladislav-shablovВладислав Шаблов,
студент Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина:

— К инициативе министра отношусь положительно. Я учусь на первом курсе, то есть вчерашний ученик, и у нас в школе как раз сохранились традиции трудового воспитания, родительский комитет принял такое решение. Мы убирались в кабинетах, полы мыли, стены. Получалось, что каждый ученик примерно раз в неделю дежурил. И я не принимал работу в штыки, наоборот, это была смена деятельности: физическая работа сменяла умственную. Хотя были одноклассники, которые негативно относились. Один даже умудрился взять хитроумную справку у врача, что ему нельзя делать влажную уборку в классе. Некоторые халтурили, кто-то сбегал, но были и такие, кто ответственно относился. Конечно, в старших классах много уроков, плюс репетиторы. Но наши родители и в старших классах убирали школу, а нагрузка и в то время у тех, кто ответственно относился к учебе, была очень большая. Просто в то время физический труд не был чем-то унизительным. А теперь многие почему-то решили, что если ты пол помыл, то тебя унизили.

kuzina-o-vОльга Кузина,
заместитель директора по воспитательной работе нижегородского Центра одаренных детей:

— В нашем учреждении общественно полезный труд не был забыт до конца. Ребята у нас живут в общежитии. Они сами убирают свои комнаты и холлы, по мере необходимости — школьную территорию. Классы они не моют, поскольку у нас 10-й и 11-й классы, и дети очень загружены, они готовятся к выпуску, много участвуют в олимпиадах, исследовательских проектах, у них не хватает на это времени. По большому счету, можно провести параллель с армией. Там сейчас тоже исключается все, что отвлекает от основной службы. Уже и картошку почти не чистят, и посуду не моют, и полы. Все это делают обученные люди. А солдат учат военному делу. Я не считаю это неправильным, думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Если же говорить про общественно полезный труд в младших классах — я только за. Естественно, нагрузка должна быть посильной.

iliya-shitovПротоиерей Илия Шитов,
клирик храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино:

— Когда я учился в школе, мы мыли полы, окна. Для нас это было нормой. Сейчас дети другие, им, наверное, будет трудно объяснить, почему они это должны делать. Хотя, я думаю, что общественно полезный труд необходим. Кто-то может сказать, что выпускникам не до этого: подготовка к ЕГЭ и так далее. Но ведь мы, помню, всегда дежурили по двое. Двадцать минут — и вся уборка. Не думаю, что это негативно скажется на учебе. Я бы положительно отнесся, если бы мои дети в школе занимались уборкой класса, работой на пришкольном участке… Хотя старший сын работал. У них было что-то вроде практики. Думаю, вреда это ему не принесло, только пользу. Очень здорово, если вернутся сельские бригады. Кроме того, что это важно в воспитательном плане, еще и очень нравилось подросткам, я помню, как весело было, хорошо общались. Вживую, не в интернете. Ведь смысл здесь — дух потребительства свести к минимуму, так как труд лечит многие болезни современного общества. А потребительство как раз один из таких опасных недугов.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.