Любимый сын патриарха Иакова Иосиф послужил прообразом Христа, преданного нечестивым учеником Иудой за 30 сребреников. Как Иосиф смиренно исполнил волю отца, явившись один в поле к злобствующим братьям и безвинно пострадав от них, так и Христос пришел в грешный мир и пострадал до смерти, исполняя волю Отца Небесного.
От двух жен и двух наложниц Иаков-Израиль имел 12 сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Невниманием к духовной жизни старшие сыновья доставляли Иакову много печали: на Рувиме лежал грех оскорбления отца, Симеон и Левий устроили в Сихеме кровавую языческую расправу. Не огорчал только Иосиф, первенец Рахили, воплощение кротости и послушания. Отец особенно любил его и выделял среди сыновей.
Положение Иосифа возбуждало зависть и злобу старших братьев. Особенно их раздражали сновидения отрока, в образах которых читалось его грядущее главенство над ними. Братья окончательно возненавидели Иосифа, и однажды, когда отец отправил его проведать братьев на далеких пастбищах, те готовы были даже на убийство. Старший Рувим, чувствуя ответственность перед отцом, горячо воспротивился этому и уговорил братьев бросить Иосифа в ров живым. Иуда же, завидев караван купцов-измаильтян, следовавший в Египет, и не желая иметь на себе вины в смерти брата, предложил продать его. Другие согласились и продали Иосифа за 20 сребреников. Одежды его они изорвали, окропили кровью козленка и отнесли отцу. Иаков долго оплакивал сына, посчитав его растерзанным дикими зверями.
Божий дар
Иосифу было 17 лет, когда купцы привели его в Египет и продали начальнику телохранителей фараона Потифару. Среди язычников Иосиф твердо хранил веру в Единого Бога и в то же время честно служил хозяину. Ради Иосифа Бог благословил дом Потифара, состояние царедворца стало быстро увеличиваться. Потифар доверял Иосифу, сделал его управителем всех своих имений.
Через несколько лет благополучие разрушила клевета. Изнеженная роскошью и праздностью жена Потифара воспылала к Иосифу страстью, но тот, в чистоте своей, отверг ее, и тогда египтянка обвинила Иосифа в своем же грехе. Расстроенный Потифар бросил Иосифа в тюрьму, однако и там будущий патриарх, поддерживаемый помощью свыше, выдвинулся из узников в число распорядителей темницы.
Здесь к нему вернулся дар толкователя сновидений: он изъяснил необычные сны виночерпия и хлебодара. И когда через два года загадочные сны приснились и фараону, освобожденный к тому времени виночерпий вспомнил об Иосифе и посоветовал владыке Египта обратиться к нему за толкованием. Во сне фараона из реки вышли семь тучных коров, а за ними — семь тощих, и тощие коровы пожрали тучных, но остались такими же тощими. В другом сновидении из одного стебля выросло семь колосьев полных и затем — семь тощих, и тощие колосья поглотили семь полных колосьев, но от этого не стали полными. Снам в Египте придавалось огромное значение, а повторяющиеся сновидения считались пророческими, поэтому фараон собрал мудрецов Египта, но никто не смог истолковать сны. Иосиф же обратил внимание на то, что своим толкованием он излагает открытое ему Господом, а не основывается на собственном разуме или магии. По толкованию Иосифа, в Египте должны были наступить семь лет изобилия, а затем семь лет голода, из-за которого прежнее изобилие забудется.
Возвышение смиренного
«И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого, — закончил свою речь Иосиф, — и да поставит его над землею Египетскою», чтобы он в годы плодородия заготовил хлеб на голодные годы. Фараон был поражен ясностью толкования и словом о Едином Истинном Боге, а в совете Иосифа увидел мудрость государственного человека. Он назначил Иосифа своим наместником, назвав его Цафнаф-панеах (спаситель мира) и женил его на дочери знатнейшего жреца Асенефе. Так в 30 лет Иосиф был принят в высший класс Египта и сделался из раба первым после фараона. Господь благословил смиренного Иосифа семейным счастьем, у него родились два сына: Манассия и Ефрем.
В продолжение плодородных лет Иосиф приказал собирать с народа удвоенную дань, а в засушливые и голодные годы снабжал население хлебом и семенами для посева. Таким образом, за хлеб египтяне постепенно отдали фараону сначала все деньги, потом весь домашний скот и наконец самих себя и свои земли. С того времени в Египте вошло в закон пятую часть урожая отдавать фараону за пользование землей. В результате политики Иосифа власть фараона усилилась настолько, что, как пишет египтолог Тураев, «весь Египет представлял теперь личную собственность фараона».
Продолжительная засуха привела в Египет за покупкой хлеба и братьев Иосифа, которые, во исполнение его детского сна, действительно поклонились ему, правителю Египта. Сначала долго скрываясь, Иосиф испытывал братьев, пытаясь понять, раскаялись ли они в своем грехе, сделались ли лучше, не возненавидели ли также и Вениамина? Убедившись в их искренности, он торжественно и горячо примирился с братьями, которым Господь попустил совершить тяжкое согрешение, но чудесным образом направил его последствия во благо.
Фараон пригласил в свои земли все семейство Иакова и дал колесницы для переезда. Впереди были еще пять лет голода. Велика была радость отца, узнавшего, что его любимый сын жив. Патриарх Иаков принес жертвы Богу и удостоверился в благословении покинуть на время Землю обетованную. На 130-м году жизни он со всем своим родом (около 70 мужчин вместе с женщинами, детьми, слугами и домочадцами — более 1000 человек) отправился в Египет.
Подготовил иерей Сергий Ураков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.