Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > У нас на приходе > Просим в гости к нам на Рождество!
«Моя надежда» №4 2019 13:47, 19 декабря 2019

Просим в гости к нам на Рождество!

Разноцветные елки символизируют райское древо, вертепы, украшенные мишурой и огнями, раздвигают пространство до Вифлеемского хлева. Под высокими сводами храмов, в домах и на улицах звучат особенные, трогательные песни о Рождестве Спасителя — колядки. У главного и самого теплого праздника зимы много красивых многовековых традиций. На время забытых, но в последнее время активно возрождаемых. Центром возвращения рождественских обычаев становятся приходы. Так повелось, что главная елка в Сергиевской слободе городского округа Бор не новогодняя, а именно рождественская, и ее размаху могли бы позавидовать многие крупные городские мероприятия. А рождественское действо в селе Рожнове Борского благочиния хоть и камерное, зато уникальное.

Приходите все

Мы не ошиблись: городская елка на Бору — Рождественская. Она устраивается не на Новый год, как повсюду, а 7 января. Проходит праздник масштабно, людно. Огни фейерверков, выпускаемых над елью в небо, видны на противоположном берегу Волги, в Нижнем. Традиции всего пять лет, а родилась она в связи с открытием в 2014 году духовно-просветительского комплекса «Сергиевская слобода», ядром которого стали Сергиевский и Знаменский храмы.

Место, на котором стоит Знаменский храм, историческое — с него город Бор начинался в 1533 году. Теперь это центральное место благочиния, территория слободы. Лучшего места для проведения общегородских мероприятий не найти.

— Когда проходит наша елка, вся эта дорога забита машинами, — иерей Олег Коновалов, клирик храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы, показывает со склона на новую объездную дорогу вдоль слободы. — В этом году мы насчитали 3000 гостей и участников. А начиналось все со 100 детей в 2015 году. Ту елку я не видел (проходил сорокоуст в Дивееве после диаконской хиротонии), мне про нее рассказывали. Стоял 28-градусный мороз. Но дети все же пришли — 100 человек, прихожане и жители Бора. И никто не замерз, потому что все плясали, прыгали и скакали.

Приглашать на елку не только прихожан стали с самого начала. На второй год, по словам священника, было запланировано уже 300 подарков, то есть с запасом, на  случай, если придет больше детей. И погода побаловала: семь градусов мороза. Начали раздавать подарки и… стали понимать, что на всех не хватит.

— Я выгребал все, что у меня бы­ло в запасах: раскраски, книжки, — вспоминает отец Олег. — В итоге без подарка никто из 450 детей не ушел. На следующую елку мы решили приготовить 500 подар­ков. По настоянию благочинного протоиерея Алексия Парфенова докупили еще 200. Но даже семисот еле хватило. Да и дети возле нашей елки на территории храма помещались уже с трудом.

В августе 2018 года на территории   духовно-просветительского комплекса открылась площадь Георгия Победоносца с монументом великомученику, и приходскую елку перенесли туда, на более просторную площадку. Глава городского округа Александр Киселев предложил благочинию проводить эту елку вместе, разделить за нее расходы и организационные хлопоты. «Раньше здесь была Сергиевская ярмарка, в советское время — Дом пионеров, а теперь духовно-просветительский центр, — сказал тогда глава округа. — И хочется, чтобы сегодняшняя молодежь следовала традициям отцов и дедов, приходила отдыхать на это место».

Третий год приходская елка носит статус городской. Ее масштабы таковы, что подарков готовить надо не менее тысячи. Ель на площади в начале декабря собирают всем приходом. Украшают тоже вместе. Ближе к празднику вся территория слободы сияет и переливается огнями. Ели, туи, детский комплекс подсвечиваются, около елок расставляют светящиеся и крутящиеся фигурки. В канун Рождества живые ели появляются и в Знаменском храме, а на подоконниках — живые еловые композиции с игрушками.

Гостей елки всегда поздравляют глава округа, благочинный, Дед Мороз и герои русских сказок. Игры, конкурсы, шоу-номера длятся больше часа. В этом году даже олень катал ребятишек. А те поют о Рождестве, читают стихи, танцуют. Свои номера на елке показывают городские творческие коллективы города, воспитанники воскресной школы, православного детского сада и гимназии, расположенных на территории Сергиевской слободы. Праздник заканчивается большим фейерверком в 500–700 зарядов, разрисовывающих небо огнями в течение двух минут.

Ангел в ночи

Особенным образом отмечается Рождество в старинном Казанском храме села Рожнова. Здесь евангельская история оживает. Такого точно нигде не увидеть.

Праздник проходит на второй день Рождества, 8 января. И не в храме, не в доме, а прямо на улице! Его придумали много лет назад настоятель прихода протоиерей Ди­митрий Гурьянов и  его матушка Марина, когда их дети были еще маленькими. Традиция так всем понравилась, что продолжается по сей день.

— Заранее, на выходе из церкви, мы ставим железный каркас пещеры, украшаем его еловыми ветками, устилаем дно сеном, прикрепляем неяркую гирлянду, чтобы из пещерки струился мягкий свет, — рассказывает матушка Марина. — Выносим из храма фигурки Божией Матери с Младенцем Спасителем, Иосифа с посохом, овечек и голубков и ставим их в вертепе.

Праздник, все роли на котором исполняют взрослые прихожане, начинается в храме. Батюшка выходит к детям, говорит приветствие, ведущая рассказывает историю Рождества и приглашает детей на улицу посмотреть, как это было. В центре площади напротив храма уже горит настоящий костер, около него стоят пастухи. Пока дети выходят, звучит колядка «Ночь тиха над Палестиной». Они встают в центре площади полукругом и смотрят на пастухов, которые ведут между собой диалог. И со словами: «…а сердце радостно трепещет, как будто ждет чего-то» — один из пастухов поворачивается к колокольне и, изображая потрясение от увиденного, указывает рукой: «Смотрите, на небе происходит что-то необыкновенное!» В это время с колокольни, на фоне ночного неба, спускается светящийся Ангел и возвещает всем радостную весть о Рождении Спасителя. К нему присоединяется хор невидимого небесного воинства, и в записи звучит славословие «Слава в вышних Богу» в исполнении мужского хора.

— Наш Ангел выпилен из фанеры, расписан и одет в блестящие белые одежды из шелка. За спиной — вуаль с блестящими звездами, нимб и крылья, — описывает матушка. — Его лик, как и фигурки других героев евангельской истории, расписывали профессиональные художники. От колокольни до колодца возле храма под углом натягивается прочная проволока. К ней и крепится Ангел через специальные петельки за плечами. Когда по сценарию подходит момент Ангелу появиться, отец Димитрий — это он придумал такое приспособление — начинает потихоньку дергать за веревку и спускать его. А мы подсвечиваем фигурку большим фонарем. И что видят люди? Посреди ночного неба с высоты спускается к нам Ангел… Бабушки, видя его, даже на колени вставали. Этот момент является кульминацией уличного праздника.

Итак, пастухи в удивлении и трепете. Фонарь гаснет, Ангел незаметно поднимается наверх, а внимание детей переключается на пастухов, которые указывают на светящийся чуть поодаль вертеп. Один из пастухов подбегает к пещере: «Младенец во яслях лежит и Матерь с ним!» Другие пастухи подходят к вертепу, кланяются и подносят свои простые подарки: хлеб и мед.

Колоритно выглядит действие с волхвами. Включается восточная музыка. От калитки через всю территорию храма шествуют с дарами величественные волхвы, они останавливаются около часовни и ведут разговор (благодаря микрофонам их хорошо слышно), затем приближаются к детям, рассказывают о себе в стихах (кто такие мудрецы-звездочеты), наконец подходят к пещере, преклоняют колени и преподносят Богомладенцу дары. В финале волхвы и пастухи встают у пещеры вместе, и на фоне музыки читают красивые стихи о Рождестве.

Когда представление заканчивается, к вертепу подходят дети, некоторые в карнавальных костюмах, неся свои подарки. Праздник продолжается в трапезной, где все, от мала до велика, играют сценки, потом наступает время подарков. Бывает, и Дед Мороз в гости заглядывает.

— К нам даже школьников из Останкина привозили смотреть это действо, — радуется матушка Марина. — Моя младшая дочка Ксюша и сын Сергей, пока росли, участвовали в этой постановке. Им было интересно каждый год проживать это снова и снова. И сегодня маленькие прихожане просят: матушка, давайте еще покажем. Так что приезжайте и вы.

Текст: Марина Дружкова
Фото из архива приходов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.