Молитва занимает важное место в жизни православного человека. В ней мы соприкасаемся с Богом Живым. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но еще и Его ответ нам. Возможно, ответ приходит не так скоро, как нам хотелось бы, тем не менее Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно, разъясняет настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Зачем молиться, просить у Бога что-либо, если Он и так знает, что нужно? Возможно ли вообще человеку изменить Божию волю?
— Последний вопрос звучит несколько кощунственно. На то и Божия воля, чтобы изменить ее мог только Бог. А задача человека — творить свою волю так, чтобы она совпадала с Божией. Что касается первой части, то, конечно же, «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6:32). Но Господь ждет нашего участия в своем спасении. Он исполнит все, что полезно для спасения души человека. К сожалению, человек просит порой совсем не то, что нужно. А в результате «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:3).
— Часто нет сил молиться. Нужно ли в таких случаях принуждать себя?
— Нужно. Иначе сил всегда не будет. Не без основания Христос говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Святые отцы замечают, что молитва — большой труд. И прежде чем она станет в радость, нужно прилагать усилие.
— Обязательно ли вычитывать молитвенное правило по молитвослову? Можно ли молиться своими словами или же вместо правила прочитать акафист или канон?
— Не многие знают утреннее и вечернее правила наизусть, в основном читают по молитвослову. Если вы хотите читать по «Каноннику» (так называется полный молитвослов), никто не возражает. Одно замечу, мы не просто читаем или «вычитываем» (казенное слово), а молимся. К каноническим молитвам не возбраняется присоединять и свои. Не знаю, что за необходимость заменять молитвенное правило акафистом или каноном, но, думаю, что это возможно, когда нужно уйти от некоего автоматизма, который невольно появляется при ежедневном чтении правила. Главное, чтобы молитва была искренней.
— В каких случаях можно корректировать свое молитвенное правило? Можно ли его сократить или наоборот — что-то добавить в него?
— Об изменениях в молитвенном правиле нужно советоваться с духовным наставником, потому что тут необходим индивидуальный подход, понимание причин сокращения или дополнения. Возможно, человек физически не здоров или находится в поездке, перегружен на работе, семейными заботами… Для таких и было дано преподобным Серафимом Саровским короткое правило, включающее самые необходимые молитвы. Но нельзя забывать, что молитва — дело нашей совести, и прежде всего надо советоваться с ней.
— Что делать, если ум на молитве рассеивается? Заметила за собой, что читаю молитву чисто механически и в этот момент думаю о посторонних вещах. Дойдет ли такая молитва до Бога?
— Нет, разумеется. Это и не молитва по определению, ведь молитва — это разговор человека с Богом, а не магическое произнесение слов-заклинаний. Как можно разговаривать с Богом, думая о посторонних вещах? И зачем такой «разговор», в общем-то оскорбляющий Божество?
Редкие люди, тем не менее, могут молиться без рассеянности. Борьба с ней касается каждого. Что делать? Лучший способ — обратиться за советом к святым отцам, например, святителю Феофану Затворнику, преподобному Амвросию Оптинскому и другим, умеющим разговаривать с Богом. Опыт у каждого из них, конечно, свой, но, познакомившись с ним, можно найти способы самому молиться искренне и без рассеянности. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал читать Иисусову молитву, которая хорошо собирает ум и держит его во внимании, — не спеша, не гонясь за количеством. Немало места теме молитвы уделено в книге игумена Никона (Воробьева) «Как жить сегодня». Советов много, «…кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк 4:9).
— Играет ли роль положение тела во время молитвы? Можно ли молиться на ходу, сидя или лежа в постели? Иногда в спешке приходится дочитывать утреннее молитвенное правило в автобусе или на работе.
— Сомнительно, что в автобусе вы внимательно молитесь. В таких условиях трудно сосредоточиться. Если уж так случилось, лучше читать Иисусову молитву — коротко и ясно. Когда человек тяжело болен и не может молиться, стоя перед иконами, можно помолиться и сидя, и лежа в постели. А вот в спешке нигде молиться не следует. Христос не случайно сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему… А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф 6:6–7). Очень ценные наставления: не впопыхах надо молиться («войди в комнату твою и, затворив дверь») и не выдумывать себе уникальное и неудобоносимое молитвенное правило, нагружая его псалмами и акафистами («не говорите лишнего»). Молитва должна быть по нашим силам и в радость.
— Обязательно ли женщине надевать платок во время домашней молитвы?
— Молитва, как мы уже говорили, — общение с Богом. Поэтому и дома ее уместно будет совершать с благоговением. Никто вас не заставит, разумеется, покрывать голову дома, но из уважения к самому действию, то есть вашему разговору с Богом, мне кажется, нетрудно накинуть на голову шарфик. Форма и содержание взаимосвязаны, как известно.
— Слышала, что помимо утреннего и вечернего молитвенного правила в течение дня нужно творить Иисусову молитву. Как правильно это делать? В чем сила этой молитвы?
— Вопрос об Иисусовой молитве очень сложен. Святые отцы писали: «Близ тебя слово в устах твоих, и в сердце твоем; если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься: ибо всякий, кто призывает Имя Господне, спасется». Велика сила этой молитвы. Читая ее, человек обращается к Спасителю и Богу нашему с просьбой о помиловании. Вдумайтесь в эти слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Тут и покаянное чувство, признание себя грешником, и надежда на Божию милость. Но… есть и опасность.
Творение Иисусовой молитвы — делание прежде всего монашеское. Афонские созерцатели-старцы, как и другие подвижники, жили вдали от мира и умели пребывать всегда в этой молитве, тем самым достигая, чтобы она занимала и ум, и сердце. Другое дело, когда человек живет в миру, общается с другими людьми, ходит на работу… Ему, разумеется, очень трудно постоянно пребывать в молитве. Вот почему многие духовные наставники не рекомендуют своим чадам механическое произнесение Иисусовой молитвы.
Не случайно и святые отцы предупреждают: «Друзья! Никто не против очищения телесных чувств, но говорим о том, что, если отделять очищение чувств от умного делания, получится большое несогласие». Поэтому не следует искусственно вызывать в своем сердце какие-либо необычные ощущения во время молитвы. Когда будет нужно, Господь сам пошлет их.
Святой Исихий говорит так: «Бога бойся и заповеди Его храни, чувственно и умно; если умно себя понудишь хранить, то мало-помалу и чувственно на делание их взойдешь». К осторожности в творении Иисусовой молитвы призывают и многие известные русские святые. Например, святой Паисий Величковский пишет одному старцу об издании различных древних славянских и греческих книг, что он и радуется этому, и боится, «боясь же и трепеща, что эти (святые творения), как и прочие книги, как вещь продаваемая, предлагаемы будут не только монахам, но и вообще всем православным христианам; и по ним обучившимся самочинно, без наставления опытных, деланию умной молитвы, как бы не воспоследовала прелесть; а за прелестию, как причиною, не воспоследовала бы от суемудрых хула на это святое и пренепорочное дело».
Так что будьте осторожны, не стремитесь к тому, к чему вы еще не готовы, советуйтесь во всем с вашим духовным наставником. Об исихазме (делании умной молитвы) написано много книг, их вы найдете в православных библиотеках.
— Как правильно молиться на святой Канавке в Дивееве?
— Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре — святое место, и для ее прохождения существуют определенные правила. Вести себя здесь следует благоговейно, с уважением к святыне, не мешать молящимся, не разговаривать. Канавку следует проходить с молитвой. Традиционно читают 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». Кто-то трижды обходит Канавку, кто-то предпочитает ночную молитву, это дело личное.
Подготовила Татьяна Гарина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.