Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Просветитель Руси
16:50, 28 июля 2011

Просветитель Руси

Святая Церковь сравнивает святого Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем ― в ревностном обращении язычников в христианство.

„Сединами ты уподобился великому апостолу Павлу, славный Владимир,― поется в кондаке святому,― отбросив идольское служение, как детское мечтание. Ты, как муж совершенный, в крещении украсился багряницей. Ныне же, с весельем предстоя пред Спасителем Христом, моли о спасении страны твоей Российской и о подаянии православным людям мира и великой милости“.

Святейший Патриарх Алексий II часто называл наше время эпохой „второго Крещения Руси“, так как после периода государственного воинствующего атеизма духовный вакуум, создавшийся в нашей стране, стал стремительно наполняться „духовностью“, в первую очередь самого низкого качества.

Присущее человеку и неистребимое никакими социальными опытами религиозное чувство, притупленное за этот период, широко откликнулось на появление всякого рода магов, целителей, экстрасенсов и „ясновидящих“. Махровым цветом расцвело самое грубое язычество. Значительная часть верующих стала жертвой сектантов. Перед Церковью вновь встали задачи, сходные с теми, которые возникли перед ней в первые века христианства, когда Благую весть предстояло нести народам языческим, чья религиозность была столь низкого уровня, что ни в мышлении, ни в языке этих людей не было понятий, категорий, с помощью которых можно было бы передать сущность Христовой веры.

Перед Церковью снова стоит апостольская задача ― привести ко Христу миллионы людей. Теперь мы можем понять, насколько велик был подвиг Просветителя нашего, крестившего Русь в водах Днепра. Мы, как никто другой, нуждаемся в осмыслении опыта „первого Крещения Руси“ и молитвенном предстательстве Крестителя нашей земли.

Святой князь Владимир был сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги, которая старалась посеять в душе отрока добрые семена веры Христовой. Но крестить внука она не могла без разрешения князя Святослава, который упорно не хотел принимать христианство. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 году, в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве и далеко расширил границы Киевской Руси.

Князь долго оставался язычником, имел пять жен и многочисленных наложниц. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Но вот один случай потряс душу князя и заставил задуматься над пустотой и ничтожностью идолопоклонства. В честь победы над ятвягами (983 год) решено было принести суетным богам человеческую жертву. Жребий пал на юношу Иоанна из христианской семьи. Его отец, варяг Феодор, обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников ― семя христианства. Погибли на Руси двое христиан ― Феодор и Иоанн, наши первые русские мученики, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Слова святого Феодора уязвили душу князя, напомнили слова его бабки Ольги об Иисусе Христе, Спасителе мира. Владимир решил оставить суетную, ничтожную веру своих предков и рассмотреть различные вероисповедания, чтобы выбрать истинную веру. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять православную веру от греков послы, побывавшие в Царьграде: „Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невозможно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! На целом свете нет такого Богохваления!“

Однако, опасаясь посягательства Византии на свободу своего государства, князь решил принять от греков веру только как их победитель. Владимир с войском осадил и взял греческий город Корсунь (Херсон), затем он захватил всю Тавриду (нынешний Крым) и написал греческим царям Василию и Константину послание такого содержания: „Я взял ваш славный город Херсон и всю землю Таврическую. Я слышал, что у вас есть сестра ― прекрасная девица, дайте мне ее в жены. Если же вы откажете мне в моей просьбе, то я сделаю с Царьградом то же, что с Херсоном“.

Цари ответили: „Нам, христианам, не подобает отдать язычнику в замужество нашу сестру. Если хочешь иметь ее супругой, то откажись от твоих богов и уверуй во Христа, Истинного Бога, прими Святое Крещение. Мы будем любить тебя, как единоверного, и ты наследуешь Царство Небесное“.

Владимир с радостью согласился принять православие и пообещал вернуть Тавриду, если цари пришлют в Корсунь епископа для его крещения и свою сестру. Цари послали в Тавриду морем сестру свою с митрополитом Михаилом и священниками. За несколько дней до приезда невесты Владимир внезапно ослеп и засомневался в вере Христовой. Царевна Анна, узнав об этом, велела передать своему жениху, чтобы он не медлил креститься ― для исцеления души и тела.

Владимир крестился в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Корсуня. Слепым он вошел в купель, но только епископ возложил на него руку, как князь прозрел и стал радостно славить Бога. При виде чуда уверовала и крестилась вся княжеская свита. После крещения Владимир торжественно обвенчался с царевной Анной, вернул грекам Тавриду с городом Херсоном и возвратился домой.

По прибытии в Киев святой Владимир тотчас начал великое дело просвещения Киевской Руси. Он разослал по всему городу глашатаев, чтобы они возвестили народу повеление: „Завтра утром незамедлительно собраться на реку Почайну, которая вытекает из Днепра и снова в него впадает. Придти обязаны все: старые и молодые, богатые и убогие, мужчины и женщины, а равно и дети. Кто не придет завтра на реку Почайну ― тот противник Богу и великому князю“.

Рано утром все киевляне собрались к реке на указанное место, и началось великое таинство Крещения. Священники в облачениях стояли на берегу на досках, произнося крещальные молитвы. Так в 988 году были крещены киевляне.

Святой Владимир велел сокрушать идолов, разорять до основания капища. На их месте князь приказал строить святые церкви. На месте, где стоял идол Перун, была основана каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую святой князь обещал ежегодно одарять „десятиной“ от своих и государственных доходов.

Святой Владимир распространял образование в своей стране. Из Греции были выписаны ученые люди, иконописцы, зодчие. Прежде всего, князь стал учить своих сыновей, а с ними и детей бояр. Также приказывал учить детей и простых незнатных людей. В Киеве он основал школу для трехсот учащихся отроков.

Показателем того, что происходило тогда с Русью, были разительные перемены в самом великом князе. Приняв Христову веру, великий князь стал совершенно новым человеком. Недавно гордый и самолюбивый язычник, он сделался кротким и смиренным. Разнузданный в пирах, многоженец ― стал целомудренным, строгим семьянином, соблюдающим посты, проводящим ночи в молитве.

Ласковый, ясный, всегда радостный князь был настолько добр и милостив, что боялся казнить даже разбойников, грабителей, убийц, боялся дать Богу ответ за жизнь человеческую. Преступники, чуя безнаказанность, умножались. „Боюсь греха!“― говорил великий князь и не выносил смертного приговора. Поэтому митрополит с духовенством увещевал святого Владимира: „Почему ты не наказываешь злых? Ты поставлен от Бога властелином на милость добрым и на наказание злым. Наказывай злых, чтобы они добрым не портили жизнь“.

Народ прозвал благоверного князя „Красным Солнышком“, возвеличил его как щедрого кормителя бедных, защитника слабых и обиженных. А святой Владимир уже не искал славы, почестей земных. Земной владыка, самодержец всей Руси, крупнейшего государства Европы, он всю оставшуюся жизнь свою посвятил исканию иного, неземного Христова Царства.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.