Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Против народа или против его богов?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №7 (229) 21:48, 12 апреля 2022

Против народа или против его богов?

 В чем смысл казней египетских

События рассматриваемой Книги Исхода привели нас к тому моменту, когда прошло 40 лет с тех пор, как Моисей покинул Египет. В стране правил уже другой фараон, при его дворе служило новое поколение чиновников. К ним-то и явились пророк Мои­сей и его старший брат Аарон, именем Творца Вселенной повелевая отпустить еврейский народ в пустыню для совершения жертвоприношения: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх 5:1).

Властитель Египта руководствовался обычной для язычников оценкой могущества богов по силе и благосостоянию почитающего их народа. Он посчитал Бога еврейского народа слабым в сравнении со своими богами, ведь евреи были рабами египтян. Фараон повелел лишь усилить работы и увеличить повинности еврейских рабов. Страдания израильтян умножились, люди стали малодушно роптать на Моисея, избранник Божий вновь усомнился в своих силах, и вновь Господь уверил его, что по действию Его крепкой руки фараон не только отпустит евреев, но «даже выгонит их из земли своей» (Исх 3:14). Пророк отправился к фараону повторно, уже с твердым требованием, подкрепляемым чудесным знамением.

Второй визит Моисея и Аарона ознаменовался чудом с жезлом Аарона, который превратился в змея. Жезл и змей в Египте были символами божества и царской власти. Однако чудо не вразумило фараона, и прежде чем он отпустил израильтян на их условиях, с детьми и скотом, прошло немало времени, наполненного ужасными для египтян событиями. Господь поразил страну десятью карающими чудесами, которые по скорости исполнения и тяжести последствий получили в истории название казней египетских. Это были не только устрашающие бедствия, но и религиозные знамения, убеждающие египтян в истинности Единого Бога и укрепляющие веру израильтян. Желая навести на Египет очередную казнь, Моисей повелевал Аарону простирать свой жезл. «В жезле виден образ Креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущего истребления всех идолов; им и окончены, когда разделено море и потоплены египтяне, во образ предаваемых гибели хананеев», — пишет преподобный Ефрем Сирин в толковании на Книгу Исхода.

1. По слову Моисея Аарон ударил жезлом по воде, и Нил вместе со всеми водами Египта превратился в кровь, стали погибать рыбы. «Воды, которые осквернил прежний фараон кровью потопленных (израильских) младенцев, преложились в кровь, и рыбы, которые прежде кормились их телами, «изомроша», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Кровь, по воззрениям египтян, оскверняет прикасающихся к ней. Таким образом, один из главных египетских богов — бог Нила Хапи — оказался ничтожеством в сравнении с могущественным Богом Израилевым.

2. Аарон простер руку с жезлом на египетские воды и извел множество жаб, они забирались повсюду. Для чистоплотных и брезгливых египтян это было подлинной напастью, и гонительница жаб богиня Хект оказалась бессильной помочь им.

3. Земля по всему Египту покрылась тучами мошек, которые облепили людей и скот. Земледельческий Египет боготворил почву берегов Нила под именем божества Геб — теперь почва подверглась осквернению.

4. «Погибала земля от песьих мух», стремительно нападавших на людей и скот и впивавшихся в тело. Египетские боги мух были не в силах защитить египтян.

5. За несколько дней от моровой язвы умерло множество скота, которому, по суеверию египтян, покровительствовали Осирис и Исида.

6. От пепла, брошенного в воздух Моисеем, началось воспаление с нарывами как у самих египтян, так и у их скота, и боги-целители не помогли страждущим.

7. По мнению египтян, особые боги оберегали их поля и сады. Моисей простер жезл к небу, и Бог послал гром, дождь и град, уничтожившие посевы.

8. Сильный ветер принес множество саранчи, пожравшей всю траву, плоды и зелень.

9. Одним из последних был посрамлен перед всемогуществом Творца верховный египетский бог солнца Ра: Моисей поднял к небу руку, и Египет погрузился в «озязаемую тьму», так что люди три дня не вставали с мест, лишь в жилищах евреев сохранялся свет.

10. Наконец в одну из ночей Господь поразил смертью всех египетских первенцев, «от человека до скота», в напоминание об избиении еврейских младенцев.

Все эти казни не касались земли Гесем, где жили евреи, притом каждая начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Cначала египетские волхвы пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но после третьей казни уже не смогли подражать знамениям Моисея и сказали фараону: «Это перст Божий». Каждая новая казнь наводила на фараона ужас, и он соглашался отпустить израильтян, но с прекращением напасти брал назад свое обещание. Только десятая казнь, убившая его любимого сына и всех первенцев его народа, сломила упорство египетского владыки и навела подлинный страх на всю страну.

Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей подготовил народ к исходу. Последняя ночь рабства должна была надолго запечатлеться в народной памяти и наполнять вдохновением сердца потомков. Поэтому Господь повелел в эту ночь совершить Пасху и праздновать ее ежегодно.

Затем 600 тысяч мужчин, а также женщины и дети под управлением вождя Моисея отправились из земли Гесем. Во главе колонны двигался катафалк с деревянным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а замыкали шествие бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов. На третий день беглецы достигли Чермного (Красного) моря. Здесь произошло грандиознейшее в истории человечества чудо, ставшее для богоизбранного народа купелью веры во всемогущество, премуд­рость и благость Божию.

Подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.