Наш сегодняшний гость — протоиерей Александр Поляшов, помощник благочинного Воскресенского округа по общим вопросам, настоятель Благовещенской церкви поселка Желнино. Господь судил отцу Александру служить на разных приходах Дзержинского благочиния, ныне переименованного в Воскресенское. Долгое время он был старшим священником центрального прихода, потом настоятелем другого крупного прихода. Мы беседуем с нашим гостем о том, чем жив современный православный приход, как идет возрождение духовной жизни.
— Отец Александр, что такое православный приход сегодня? Какие просматриваются тенденции? Больше стало прихожан или меньше? Каков возрастной состав? Чем интересуются люди?
— Во-первых, не лишним будет напомнить читателям, что в православии понимается под словом «приход». Приход — это община, люди, которые приходят в храм. Они так и называются — прихожане.
Поэтому мы будем говорить о приходе не как о юридической единице, а как о том народе, той общности людей, которая скреплена единством Божией Благодати, одним храмом.
В последнее время я стал замечать, что приход обновляется, в особенности это заметно в сентябре. Накануне нового учебного года в храм приходят помолиться не только первоклассники, но и их родители. Они в каком-то смысле тоже первоклассники, потому что большинство из них вместе с детьми впервые переступают церковный порог. И многие, к радости священника, остаются в храме. Появилось много мужчин в возрасте от 25 до 40 лет.
Чаще в храм их приводят скорби, проблемы: профессиональные, личные, семейные. Просить Божией помощи приходят и те, кого мучают тяжелые пороки: пьянство, наркомания. Не от хорошей жизни многие идут в храм. Мужчины — не исключение. И в этом — промыслительность скорбей вообще как таковых.
Если говорить о детях, то их тоже стало заметно больше в храме. Трудно точно сказать, с чем это связано. Наверное, и с демографической политикой государства, и с усилением проповеди пастырей на приходах, появлением большего числа храмов.
Некоторые сегодня недоумевают: зачем так много новых храмов строится в Дзержинске? На самом деле не много, а мало. Построен новый храм — и он полон людьми, построен еще один — так же полон. Духовная жажда нашего народа далеко еще не удовлетворена. Я предлагаю: «Закройте глаза и уберите храмы — что вы видите?». В основном люди отвечают: «Без часовен и золотых церковных куполов город оставался бы с безликими строениями из кирпича и бетона». Так или иначе, внешняя проповедь заставляет задуматься о том, как и ради чего человек живет. Каждому нужны в жизни какаято отдушина, доброе слово. Вот идешь по улице, видишь храм — это и есть то доброе, что обращает твой внутренний взор к Небу.
— Приход помолодел. А ведь приходская жизнь в постсоветский период начиналась с бабушек-старушек, которые и передали в церкви новому поколению эстафету.
— Бабушки — молодцы! Помню, пришел на приход в 2000м году: молодой, горячий и — с упреком к ним: «У вас одни вопросы: чем поминать, как ставить свечи, когда пост начинается? Хотя бы поинтересовались о Святой Троице…». Сейчас ситуация стала меняться. С усилением деятельности сектантов, представителей деструктивных культов у прихожан, в том числе и у бабушек-старушек, появились вопросы, связанные с православным вероучением. Люди хотят себя вооружить против сектантов знаниями основ веры. Всетаки в большей массе народ причисляет себя к православию, и, встречая на своем пути чтото новое, настораживается. Тем более что от большого потока информации современный человек настолько устал, что ему как никогда нужны сейчас незыблемые, непреложные истины, на которые он может в своей жизни опереться. Такой опорой и является православие.
— Большая проблема современного человека — одиночество среди людей. Живя в огромных, густонаселенных мегаполисах, многоквартирных домах, люди тем не менее становятся более замкнутыми, они не чувствуют онтологической, духовной связи друг с другом. Церковная община, думается, и есть здоровая альтернатива сложившимся условиям, поскольку людей объединяют Христос, вера, общие дела, наконец, священник, у которого они окормляются. Получается ли создать такую общину в современных условиях?
— Глава Церкви — Христос. Древнехристианская община, по своему укладу, конечно же отличается от современной, христиане собирались, чтобы вкусить Христа, чтобы Бог в них пребывал понастоящему. Через евхаристическое общение, через общую Чашу.
Современного человека приводят в храм проблемы, при этом он считает, что его проблемы гораздо важнее проблем рядом стоящей бабушки или дедушки. Человек стоит в храме и старается не замечать этой старушки, не знать ее бед. Эгоцентризм мешаем людям объединяться в общность, наше «эго» разобщает нас с окружающими. К сожалению, таково устройство современного мира, когда некоторые ради достижения личных целей идут по чужим головам.
И поэтому очень важно помочь молодому человеку увидеть рядом с собой других с их не всегда легкими, благополучными ситуациями. Важно дать ему почувствовать себя частью целого. Здесь начинается путь постижения, что же такое христианская любовь.
Пример. Молодой человек, только что воцерковившийся, видит много недостатков в церковной, приходской жизни. Кипит идеями: надо все исправить, гайки закрутить, переделать. И предлагает: «Давайте сделаем и то, и это». «Пожалуйста, делай». Я понимаю, что скоро он остынет, потому что энергия закончится а на настоящий труд сил не хватает. Недаром, когда лошадка стометровку пробежала, целый год потом отдыхает. А другая каждый день после этой стометровки «подчищает» за ней — тащит воз. Человек быстро истощается, потому что надеялся только на свои возможности, не понимал, что начинать надо с исправления себя. И когда приходит к осознанию, что без Бога он ничего не может, вот тогда он и встает на путь исправления.
— Легко ли встать на этот путь исправления?
— Степень исправления зависит от того, хочет человек себя понять понастоящему или нет. Одна из главных проблем молодых людей, начинающих ходить в храм: хочется все — быстро. А нужно трудиться и трудиться. Сказываются современный темп жизни, новые средства связи (мобильный телефон, Интернет), когда решения меняются в течение минут. Но изза этого бешеного темпа жизни к концу рабочего дня человек настолько выматывается, что побыть один на один с собой у него ни времени, ни сил уже нет. Больше скажу: ему страшно оставаться наедине с собой.
Однажды повстречался я на дороге со знакомым, поехали к нему домой. Войдя в дом, он стал включать во всех комнатах свет, компьютер, на кухне и в зале — телевизор. Я ему: «Ты зачем это сделал?». «Чтобы фон был» — отвечает. «У тебя целый день работа, зачем тебе этот фон?» — «Мне иначе както неуютно». — «Получается, твой внутренний уют зависит от внешних раздражителей. А если тебе выключить электроэнергию?» — «Я с ума сойду…»
Это о чем говорит? Мы, современные люди, настолько компьютеризированы, телефонированы, электрифицированы, что нам страшно без этой зависимости. Человеческой душе надо быть от чегото зависимой. Но мы должны искать зависимости только от Бога.
— Сегодня среди людей с большим церковным стажем немало и таких, которые до сих пор не могут прибиться к одному приходу или на время потеряли связь со своей общиной. Как вы думаете, в чем причина такой неопределенности, неприкаянности? Не вредит ли это духовному развитию человека?
— Большинство пытается веру найти эстетическим путем. Когда человек не привык в жизни к воздержанию, он постоянно ищет чего новенького, вкусненького, светленького, подключая внешние рецепторы восприятия, которые у него хорошо развиты. Так и в поисках веры, своего храма он опирается на внешние требования, эстетизм. Некоторые пугаются массивности, монументальности церкви, ищут душевности, храма, в котором уютно, как дома, цветочки, занавесочки. Когда человек забудет свое «Я», вспомнит: «Я пришел к Богу!» и сам поймет: причем здесь занавески, пол, стены?..
Есть люди болящие, которым никто не авторитет. Они читают Евангелие, сами его толкуют, и понимают «лучше, чем все». Я бы посоветовал таким почитать Антония Сурожского «Как выбрать духовника?». Надо понимать, что священник, независимо от возраста, греховности или праведности, — проводник Божией благодати. И прежде чем к нему идти, следует помолиться, чтобы Господь через него открыл Свою волю о нас. Надо верить в благодать священства и благодать священнической молитвы. Бог по этой вере нам и дает, и мы чувствуем поддержку и это утешение. Если священник говорит не от себя, а от лица Церкви, к такому священнику надо идти.
— Как на приходе решается проблема поколений?
— Люди, которые пришли в храм в начале 90 х, молодое поколение воспринимают сложно, с ревностью, настороженно. «Я здесь с открытия, а вы только пришли, а уже воскресной школой занимаетесь, бегаете, мешаете, — заявляют. — Я тут только помыла, а вы с детьми снова намусорили». В этом проблема еще есть. Чтобы наладить отношения между поколениями на приходе, к каждому нужно проявить внимание. Бабушка — тот же ребенок: ей нужны ласка, внимание.
И всетаки, я считаю, в первую очередь надо каждому священнику стараться самому идти к Богу, и тогда все приложится, и на приходе жизнь наладится. Митрополит Вениамин Федченков писал: «Вся проблема в том, что мы не молимся».
Беседовала Марина Дружкова
Справка:
Старинное русское село Желнино возникло почти одновременно со строительством Дудина Амвросиево — Николаевского монастыря в начале 15 века. Название деревня получила по названию дятла — желна, обитающего в окрестных лесах.
Уже в начале XVIIв. Дудин монастырь владел большими землями с деревнями, с крестьянами по обеим сторонам реки Оки. Данный факт подтверждается жалованными грамотами игуменам монастыря от царствующих в разные времена особ.
Была среди этих деревень и деревня Желнино, располагавшаяся на левом берегу Оки.
К концу XVIIв. она состояла из 24 дворов, где проживало 85 человек мужского пола.
В конце XVIIIв. земли, принадлежащие Амвросиеву Дудину монастырю, вместе с крестьянами передаются государству. На этот момент Желнино насчитывало уже 120 дворов, душ мужских 240, женских 258. А уже во второй половине XIXв. в Желнино насчитывалось 675 жителей. Село всегда было торговым, а значит зажиточным. Из-за щедрости жителей нищие особенно любили ходить в Желнино, молва округу облетала, что там, мол, подаяния дают не хлебом, а пирогами.
В ХIХ веке у городских жителей появляется мода на дачный отдых, и с 1870 года Желнино становится излюбленным местом такого отдыха для интеллигенции из Нижнего Новгорода. За целебный сосновый воздух Желнино окрестили «Нижегородской Ялтой». С 1886г. по 1896 годы недалеко от Желнино снимал дачу русский писатель Владимир Короленко. А в мае — июне 1903 года на берегу реки Оки отдыхал на даче со своим семейством писатель Алексей Максимович Горький. Гостил в наших краях и знаменитый художник Бенуа, прибывший по приглашению купца Маркова; дивная природа и окрестности, близость реки, контраст берегов, дубовые рощи, — все вокруг восхищало взгляд и дарило умиротворение и покой.
В окрестностях поселка Желнино геологами разведаны большие запасы минеральных вод, глубоко залегающих в водоносных пластах. Здесь можно вывести на поверхность с помощью скважины лечебные воды разных типов: столовые, сульфатные, кальциевые с малой минерализацией и прочие. Недра хранят полезные ископаемые нерудного происхождения: песок строительный, глины и суглинки, известняк, гипс, встречаются сероводородные грязи — отложения пойменных озер.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году на деньги купца первой гильдии Степана Петровича Солина. В прошении, адресованном Преосвященному епископу Нижегородскому и Арзамасскому Филарету в 1870 году, говорится: «Крайне скорблю об уклонении от православной веры своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией». Разрешение было получено и началось строительство, на которое Благодетель потратил более 100 тысяч рублей. Сбылось и другое желание, с дозволения Владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского-Желтоводского монастыря, сохранившиеся и доныне. В 1879 году в храме освятили три престола: главный — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила и святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.
После прихода к власти Советов рабочих и крестьянских депутатов началось массовое разорение церквей. В 1940 году храм был закрыт и разорен, говорят, иконы жгли прямо в церкви. В помещении храма разместилось овощехранилище детского туберкулезного санатория, в дальнейшем использовалось как складское помещение, а в последующие годы — как мебельный склад Дзержинского промторга. Время и людское невежество сильно потрудились над храмом Божиим.
В 1988 году храм был передан верующим и в нем начались богослужения. Решением Облисполкома № 471 от 18 декабря 1989 года здание Благовещенской церкви принято на госохрану как памятник архитектуры местного значения. Полным ходом пошло восстановление поруганного храма: восстанавливается ограда, идет реконструкция часовенки, и — сердцевина восстановительных работ — трудятся художники-реставраторы, стараясь вернуть храму утраченный облик.
В 1994 году при церкви открылась первая в Дзержинском благочинии воскресная школа. Приходская библиотека приступила к своей работе через год после образования воскресной школы.
В 2003 году для подростков организована дружина «Витязи».
Святыни Желнинского храма, преподнесенные еще купцу Степану Петровичу Солину Макарьевским Желтоводским монастырем, сохранившиеся в безбожные времена в краеведческом музее нашего города, радушно встречают и радуют верующих и в наши дни. Это древние иконы: Воскресения Христова; икона Трех святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого; икона обретения Животворящего Креста равноапостольными Константином и Еленой.
Адрес: Нижегородская область, г. Дзержинск, п. Желнино, ул. Красная
Проезд: Из Дзержинска автобусом №35 до поселка Желнино. Остановка: Церковь.
Храм открыт: в дни, когда совершается богослужение с 7.00 до 18.00
в дни, когда богослужения нет — с 9.00 до 16.00
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.