Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Протоиерей Виктор Ильичев: «Наша задача — вернуть в армию веру и благочестие»
20:54, 28 декабря 2012

Протоиерей Виктор Ильичев: «Наша задача — вернуть в армию веру и благочестие»

2 декабря в 9-й отдельной мотострелковой бригаде, дислоцирующейся в Сормовском районе Нижнего Новгорода, состоялось принятие присяги. Более ста юношей, призванных в ряды Вооруженных сил этой осенью, стали настоящими солдатами. Вместе с многочисленными друзьями и родственниками, приехавшими на торжественную церемонию из разных уголков России, ребят с этим важным событием в их жизни поздравил и полковой священник, который отныне, наряду с отцами-командирами, станет постоянным участником их боевых будней. О том, как совместными усилиями семьи, армии и Церкви решается задача воспитания защитников Отечества, наш разговор с помощником командира бригады по работе с верующими военнослужащими протоиереем Виктором Ильичевым.

— Отец Виктор, вы проходили службу в рядах Вооруженных сил в советское время. Сейчас срок службы сократился до одного года. Значит ли это, что служить стало проще?

— Нельзя сказать — проще, поскольку задача подготовить воина, защитника Отечества остается той же. Но то, что планомерно выполнялось за два года, теперь нужно освоить за год, то есть служба стала более интенсивной, у солдат меньше свободного времени, выходные, как правило, посвящены физической подготовке. Увольнения в субботу и воскресенье тоже стали редкостью.

Спортивные занятия, конечно, идут на пользу, но, к сожалению, нет времени расслабиться, заняться своей душой, сходить в храм. В соответствии с задачами подразделения строится и работа полкового священника, чтобы не нарушались общие нормативы.

— Насколько быстро идет формирование института штатного священства и каковы его задачи?

— Во многих частях уже есть штатные священники, кандидатуры других на эту должность находятся на рассмотрении у министра обороны. В основном это те священнослужители, которые и раньше занимались воспитанием воинов, несли соответствующее послушание в своих епархиях. Но и в тех частях, где пока нет официально утвержденной должности, идет взаимодействие на местном уровне между командиром и священноначалием.

В нашей области, например, есть штатные священники в 6-й танковой бригаде (Мулино), в Сормове (9-я мотострелковая бригада).

Являясь помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими, полковые священники прежде всего обязаны влиять на моральный дух воинов, научить их Божиим законам, от соблюдения которых зависит их служба, их жизнь.

— В процессе реформирования армии офицерский состав, занимающийся воспитательной работой, претерпел значительные сокращения, и вот теперь фактически на службу призываются священнослужители. Нет ли по этому поводу противодействия между священством и офицерами-воспитателями, психологами?

— Конечно же, никакого противодействия нет. К тому же офицеры-воспитатели — очень нужная, необходимая группа военнослужащих, к чему сейчас возвращаются. Точно так же идет возврат к тому, чтобы должности психологов снова стали офицерскими. На мой взгляд, психолог с офицерской закалкой для юноши будет гораздо полезнее, он сумеет укрепить его дух и направить на путь истинный — мужественно выполнять воинский долг.

Таким образом, офицеры, психологи, воспитатели нацелены на одни и те же задачи, работают над формированием необходимой воспитательной среды. Все военнослужащие — от командиров до солдат — охотно идут на общение со священником. Даже представители иных конфессий обращаются за советом, задают вопросы. Полковой священник непосредственно взаимодействует с командиром бригады и его помощником по личному составу. Каждый понедельник священнослужитель благословляет личный состав, беседует с военнослужащими. Лекции и беседы проводятся по подразделениям и в молельной комнате, желающие могут исповедоваться. В медсанчасти, где на излечении находятся болящие военнослужащие, регулярно проводятся молебны о здравии.

— Сколько подразделений обязан окормлять священнослужитель?

— Все зависит от количества верующих. Солдаты проходят тестирование, на котором выявляется число военнослужащих того или иного вероисповедания: сколько мусульман, иудеев, православных и так далее. По этим данным составляется отчет и далее — просьба к священноначалию направить священнослужителя той или иной конфессии.

Нужно сказать, что последнее время в армию приходит много ребят, имеющих за спиной религиозный опыт. Многие посещали храм вместе с родителями, хотя бы несколько раз исповедовались и причащались. Недавно была озвучена цифра, что таких военнослужащих уже более 70%, а это значит, что идет оздоровление общества и, как следствие, армии.

В нашу часть ребята приезжают со всей России: с Западного округа, из Подмосковья, есть и нижегородцы. Как правило, всем им 18–19 лет, что позволяет быстро найти общий язык и наладить общение. Есть и такие, которые приходят после институтов или проучившись 3–4 курса, чтобы собраться с мыслями, что-то пересмотреть в своей жизни.

В армии призывники находят хорошую школу для мужчин и набираются сил, чтобы продолжить учебу. Радует, что растет число юношей, желающих служить сознательно, а не только потому, что их призвали, что, конечно, во многом зависит от семейного воспитания.

— Батюшка, что касается издержек семейного воспитания — как в армии решается вопрос с «маменькиными сынками»? — ведь не секрет, что многие юноши воспитываются одними мамами, то есть получают чисто женское воспитание.

— Не стоит проводить такое деление. Есть ребята, которые воспитываются в неполной семье, но имеют сильный дух и крепкий характер. А бывает, что у мамы с папой вырастает изнеженный сын. Почему так происходит — зависит, главным образом, от «человеческого фактора»: кто-то посильнее, а кто-то послабее, но все они — будущее нашей страны, и нет такого человека, воспитание которого нельзя было бы подкорректировать, если он сам этого захочет.

В наш виртуальный век компьютеры, телевизоры отвлекают молодежь от многих важных дел. Здесь в течение года они ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, укрепляются и физически, и духовно. В армии юноша встречается с нужными условиями, которые помогают ему развивать мужские качества, выявлять и исправлять собственные недостатки. Он приучается к дисциплине, порядку, взрослеет, становится более ответственными. Этому способствуют и общегражданская подготовка, изучение кодекса законов. Многие, увольняясь, приходят и благодарят, что служба пошла им на пользу.

— Известно, что в советской армии был высокий патриотический дух. Сейчас, по крайней мере на уровне школ, бьют тревогу, что в молодежной среде это далеко не так. Насколько, по вашему мнению, актуально патриотическое воспитание призывников?

— На уровне школ хотелось бы усилить военную подготовку, чтобы ребята могли получать положительную информацию об армии, представление о чести, совести, о воинском долге. Ну а пока — что не получилось в школе, в армии дополучается. Здесь патриотическая работа ведется более целенаправленно. В принципе, вся служба сосредоточена на воспитании морального и патриотического духа. Например, моя задача как священника — научить солдат любить ту землю, на которой они родились, уважать закон Божий, ибо исполняющий этот закон всегда приобретает, а нарушающий — теряет.

Назидательные примеры, беседы несомненно способствуют тому, чтобы они и друг к другу относились по заповедям — как хотели бы, чтобы окружающие относились к ним самим. Очень многие это понимают, даже неверующие, а это уже первый шаг к вере. Таким образом, создается благоприятная почва, на основе которой можно говорить о вере и благочестии, то есть созидать внутренний мир молодых людей.

В конечном итоге усилия армии, семьи и школы должны быть направлены на созидание образа настоящего солдата, которому, как говорил Александр Васильевич Суворов, «надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву», а еще не забывать молиться Богу — «Он нам генерал, от Него победа».

Беседовала Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.