Первые годы жизни будущий священник Алексей Белецкий провел в Южно-Сахалинске. Суровый и живописный край врезался в память: сопки за окнами, походы с отцом за грибами и ягодами, зимы с сугробами до второго этажа и ледяными горками. Когда мальчик пошел в начальную школу, семья Белецких переехала в Донецкую область. Детство в Макеевке, городе шахтеров и металлургов, было счастливым: учеба с удовольствием, вечера с друзьями на спортивных площадках, посещение храма с родителями. Уже в старших классах Алексей определился с жизненным выбором — идти по духовной стезе — и впоследствии не раз убеждался в правильности своего решения.
К вере — без сомнений
— Любой человек расположен к вере, — рассуждает отец Алексий. — Но одни легко принимают факт существования Господа, другие проходят через сомнения и внутренние терзания. В этом вопросе играют роль и характер, и воспитание, и внешняя среда. Это видимые условия. И, конечно, Божий Промысл. Иногда просто поражаешься, при каких жизненных обстоятельствах в человеке взрастает вера. Анализируя собственный опыт, я с удивлением отмечаю, что у меня не было духовных кризисов. Вера легла в мою душу как на плодородную почву, не встретив препятствий. Я постоянно помнил: Бог рядом. Сообразуясь с этой мыслью, я контролировал свое поведение.
Тогда он еще не решался стать священником. В 15 лет, уже имея представление о жизни Церкви, юноша понимал всю ответственность, возлагаемую на пастырей. Казалось, что остаться прихожанином будет для него достаточно.
Буквально через год-два все изменилось. Пономарство, помощь в алтаре, беседы с духовником, поддержка мамы — все это сыграло свою роль, и Алексей Белецкий поступил в Одесскую духовную семинарию.
В сердце русского православия
Учеба будущего пастыря в семинарии пришлась на вторую половину 1990‑х.
Родители давали ему 100 гривен (примерно 500 рублей) и постельное белье в придачу. Деньги студент должен был растянуть на несколько месяцев, покупая самое необходимое, и отложить из этой суммы 20 гривен на обратную дорогу. А комплекты постельного белья предназначались для жизни в общежитии. В год зачисления абитуриента Белецкого наволочки и пододеяльники выдавать перестали. Не хватало угля, поэтому ребята мерзли. Впрочем, комнаты были неплохи, жили в них по четыре-пять человек, а классы хорошо оборудованы. Зато в трапезной недоставало посуды. За столами она распределялась по убыванию, от старших к младшим. Первокурсники, пришедшие на обед, заставали сиротливо лежащие вилку, ложку и стакан компота на шестерых. Приходилось дожидаться, пока поедят более взрослые ученики и работники кухни все быстренько перемоют.
— Кормили просто ужасно. Помню: тарелка с очищенным репчатым луком, хлеб, соль и больше ничего. Ты берешь этот лук и ешь его, как яблоко. И он такой сладкий, — вспоминает отец Алексий с улыбкой. — Если бы мы были постарше, пожили в других условиях, то быт семинарии показался бы невыносимым. Но юношеский задор, радость — они перекрывали все. Жизнь текла весело, со смехом, с шутками.
Но главное было даже не в этом. Раньше, в школе, прилежание для Алексея было скорее обязательством, чем внутренней потребностью. Семинария изменила все. Теперь он часами с удовольствием просиживал над книгами, отодвинув остальные интересы на второй план. Вкус к знаниям был настолько силен, что житейские трудности просто не ощущались.
— Проснулось огромное желание познавать церковные науки, литературу, историю, — говорит отец Алексий. — Я досконально изучал конспекты, полюбил книги и думал о том, сколько же времени было потеряно, сколько бы я мог уже прочесть! Зачем нужен был этот футбол? Я вспоминал учебники, которые просматривал и запоминал на один урок, а потом все знания улетучивались. Как бы мне все эти знания сейчас пригодились! Тяга к обучению подтвердила правильность моего выбора. В ином случае меня бы просто оттолкнуло.
Алексей Белецкий мечтал продолжить учебу в Московской духовной академии, и вот еще одно подтверждение правильности избранного пути: он был зачислен в высшую духовную школу. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре будущий священник постигал науки, обучаясь у светил русского церковного образования.
— Общение с такими преподавателями — это большая ценность, — с благодарностью вспоминает отец Алексий. — Они не просто давали знания, а передавали нам традиции учености, которые складывались веками, на наших глазах разрабатывали проекты и проводили исследования. У меня появился новый круг общения, и, конечно, нельзя не сказать: мы ежедневно приходили к мощам преподобного Сергия Радонежского.
Защитив в 2005 году кандидатскую диссертацию, Алексей испросил благословения на преподавание в Нижегородской духовной семинарии у митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Так 10 лет назад, 1 сентября, нижегородская духовная школа обрела нового наставника. А Нижегородская епархия — нового пастыря, который был рукоположен в том же 2005 году.
Церковь крепка мужским авторитетом
Ближе к концу обучения в академии Алексей женился, и сейчас в семье Белецких растут трое детей. Все эти годы он служит на приходе храма в честь Всех святых в Марьиной роще, где расположено одноименное кладбище, и не оставляет преподавания.
— Сейчас моя задача, — считает молодой священник, — укрепление нашей общины. У нас сложился прекрасный коллектив прихожан — это люди, на которых я могу положиться. Иногда не удается помочь им в каких-то бедах, но они все равно приходят, и еще за что-то мне благодарны. Просто поражаешься, как они могут быть отзывчивы и доброжелательны. Немного даже страшишься каких-то искушений, которые могут всполошить нашу жизнь.
Несмотря на занятость (отец Алексий еще и помощник благочинного Нагорного округа по образованию и культуре), он не оставляет горячо любимой научной деятельности, да и невозможно от нее отстраниться преподавателю семинарии. Это и разработка конспектов для занятий, и руководство дипломными проектами, и издание научных и научно-популярных статей. Прочесть их будет интересно не только профессорам и семинаристам, но всем читателям, интересующимся вопросами православной веры.
Так, в статье «Еще раз о вере» (ноябрьский номер журнала Нижегородской духовной семинарии «Дамаскин» за 2011 год) пастырь рассуждает о том, что степень духовности общества определяется в первую очередь верой среди мужчин.
— Считается, что вера — удел слабых, поэтому вера для женщины вполне естественна и как следствие, женщин в церквях больше. Однако, если представитель сильной половины человечества решается на разумно-волевой шаг принятия веры, значит, в вере есть что-то содержательное и значительное. Авторитет веры в глазах детей и внуков, несомненно, возрастает. До революции больше было мужских обителей, как и мужчин-монахов. Чем больше мужчин уходит в монахи, тем общество более здоровое духовно. Опять-таки, если монашеский путь избирает для себя мужчина, в обществе это вызывает больший авторитет.
Впереди у иерея Алексия Белецкого еще не одна статья, а, возможно, и докторская диссертация. А значит, еще одна ступень на лестнице познания. В пастырском же пути — напряженная духовная работа день за днем. И оба эти пути не заканчиваются.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.