Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Гость епархии > Протоиерей Алексий Уминский: «Катехизатор должен опираться на личный духовный опыт»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (163) 13:32, 11 апреля 2019

Протоиерей Алексий Уминский: «Катехизатор должен опираться на личный духовный опыт»

27 марта в Нижегородской духовной семинарии прошла III епархиальная конференция «Кирилловские чтения», на которой выступил известный проповедник и писатель, настоятель московского Троицкого храма в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. Он говорил о практике катехизации и об опыте общинной жизни на примере своего храма.

В конференции, подготовленной отделом образования и катехизации Нижегородской епархии и носящей имя святителя Кирилла Иерусалимского, участвовало духовенство Нижегородской епархии, в том числе преподаватели НДС, руководители и педагоги воскресных школ, катехизаторы приходов, студенты катехизаторского отделения Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова). Московского гостя все слушали с неподдельным интересом.

И гроб, и купель…

Говоря о катехизации, протоиерей Алексий Уминский отметил, что путь подготовки человека к таинству Крещения — это и путь самого катехизатора, который, общаясь с людьми, опирается в том числе на собственный опыт веры и может передать глубину своих переживаний.

— Катехизация — деятельность для нашей Церкви все-таки новая, — отметил отец Алексий. — Это поле, на котором мы все дебютанты и дилетанты. Во времена Кирилла Иерусалимского, имя которого носит сегодняшняя конференция, институт катехумената был сверхактуален, людям нужно было рассказывать именно то, что мы обычно говорим на катехизаторских беседах. Но святитель Кирилл передавал и свой опыт веры. Вспомним, святые отцы о таинстве Крещения говорят, что крещальная купель одновременно является гробом и колыбелью. Здесь ветхий человек умирает и новый рождается. Это имеет глубокий смысл. Купель — это и гроб Господень, но и пещера Вифлеемская.

Настоятель храма в Хохлах отметил, как важно дать понять человеку, что таинство Крещения не следует понимать как вступление в церковную организацию, как принятие на себя конфессиональности, идентификации: национальной, исторической, культурной. Это глубокое, мистическое, таинственное переживание.

— Сегодня, в принципе, человек может не нуждаться в катехизаторе как передатчике информации, — сказал отец Алексий. — Информационное поле перегружено религиозной информацией, можно услышать лекцию на любую тему, только нажми кнопку на ютубе, набери тему, и вся информация: интересная, серьезная, глубокая — тут же польется в удобной для тебя форме. Не надо никуда идти, с кем-то встречаться. Все под рукой. Вышло много пособий для катехизаторов, есть методические разработки. В этом смысле нет нужды и в священнике, который читает проповеди после литургии. Ведь когда-то проповедь тоже была одной из форм катехизации. Это было научение народа, не имевшего образования, не знавшего простых религиозных истин. Церковная проповедь сейчас должна быть основана на опыте переживания духовных событий, быть проповедью встречи человека со Христом. Это должно быть не внешнее объяснение, а приглашение слушателя пройти с тобой духовным путем. Нет смысла говорить о церковных или богословских максимумах людям, которые достаточно далеки от религиозной традиции.

 — Что мы можем сказать им, например, о Святой Троице? Допустим, простые вещи. Что Бог есть Троица, что Он Един в трех Лицах. Но что это значит для них? Насколько они это прочувствуют? То же касается объяснения Символа веры. Если мы проведем даже несколько бесед, рассказывая об основах православия, может оказаться, что подобные вещи не проникают в сердце человека. Без рассказа о личном духовном опыте, о вещах внутренних, глубинных, это не срабатывает, — еще раз отметил проповедник.

Церковь — единый организм

Креститься люди приходят разные. И далеко не всегда они действительно готовятся стать частью Церкви. Мало таких, кто читал Евангелие, духовные книги, молился Богу, то есть прошел путь поиска веры и наконец готов принять крещение.

— Большинство приходит к таин­ству по иным причинам, — сказал отец Алексий. — Они еще «не дозрели» и достаточно примитивно понимают многие вещи. Но их тоже посылает нам Господь. И мы должны открыть им путь, чтобы они захотели жить полнотой христиан­ской жизни. Вот наша цель.

Настоятель Троицкого храма обратил внимание присутствующих на то, что на разных приходах катехизация проходит по-разному: где-то это две беседы, а где-то подготовка к крещению продолжается несколько месяцев.

— У нас крещений немного, порядка 30-ти в год, человек 10 — взрослые, — рассказал московский гость. — Мы готовим человека к таинству не менее месяца, приглашая на беседы о переживании веры, необходимости веры, пути веры — обо всем том, что не зафиксировано в учебных пособиях. Но и на таком уровне катехизация недостаточна. Она должна проходить в Церкви постоянно и, я считаю, самая мощная, действенная — уже после принятия таинства. Именно на нее следует сегодня обращать наибольшее внимание. Но она возможна, если приходской храм живет как евхаристическая община. Это главное условие, потому что человек, принявший таинство, должен войти не просто в Церковь, а в конкретную общину.

Наши храмы далеко не всегда еще, к сожалению, являются общинными. Хотя туда зачастую приходят люди, которые живут устоявшейся религиозной жизнью. Они идут, чтобы что-то получить: исцеление души, избавление от груза грехов. Это, несомненно, благие цели, но люди не воспринимают Церковь как единый организм и себя — как часть этого организма. Преодоление этой тенденции — залог успеха и в катехизической деятельности.

Все на трапезу!

Каждое воскресенье после литургии в Троицком храме в Хохлах устраивается общая трапеза. Это обязательная и очень важная часть общинной жизни.

Трапеза действительно общая. На нее приглашают абсолютно всех, кто был на службе. Штатных поваров тут нет. Еду готовят, а после трапезы делают уборку так называемые «бригады» по 10–12 человек, сформированные из прихожан. Каждой выпадает такое «дежурство» 3–4 раза в год.

— Это происходит у нас уже много лет, — рассказывает отец Алексий. — Начинали с чаепития, а потом поняли, что после Божественной литургии — такого сильного эмоционального, духовного переживания — недостаточно просто чая с сушками попить, надо съесть что-то посерьезнее. Когда проходит трапеза, люди начинают раскрываться, общаться друг с другом, зарождается дружба. В евхаристическом и постевхаристическом общении рождается община. Если человек после крещения попадает в такую общину, он понимает, что здесь не чужой. Эти трапезы, конечно, не могут обойтись без общения со священником. Начинаются беседы на темы, которые волнуют каждого христианина. Как раз те самые, которые мы должны раскрыть на катехизаторских беседах и к которым часто сложно подойти, потому что для них нужна поч­ва. Вот она, эта почва — открытые сердца. У меня в последние годы вышло более 10 книг, и ни одну я не писал специально. Все они вышли из приходских бесед. Причем темы прихожане сами предлагали. А на столе лежал диктофон, и потом эти записи легли в основу книг.

Объединения по интересам

Протоиерей Алексий Уминский поделился своим опытом приходской деятельности. Священник уверен, что объединения по интересам — это не только способ сплочения людей, создания церковной общины, но и действенная часть посткрещальной катехизации.

На приходе Троицкого храма объединений множество. Например, клуб изучения Священного Писания, киноклуб. Семейный клуб «Иван да Марья» — для тех, кто еще не создал семью, а также для молодых супругов. Его зачастую посещают маловоцерковленные юноши и девушки, общаясь со священником по вопросам семьи и брака, совершая совместные паломнические поездки и культурные экспедиции. Есть игротека, которая помогает взрослым людям научиться общаться. Есть и молодежный театр. Сборы от спектаклей, как и средства, вырученные на ярмарках, идут на благотворительные цели, в том числе на помощь тяжелобольным детям и тем, у кого нет крыши над головой.

Особо настоятель храма в Хохлах остановился на «кате­хизации милосердия». В окормлении прихода находится детский хоспис «Дом с маяком». Это не медицинское учреждение в обычном смысле. У него нет ни здания, ни храма. В основном это семьи с больными детьми, которые приезжают из разных регионов России, снимают самое недорогое жилье в самых отдаленных районах Москвы или в Подмосковье. Волонтеры и паллиативная служба приезжают к ним на дом. Раз в месяц в Троицком храме служится литургия для этих детей. Волонтеры привозят семьи в храм, а после службы — угощение и беседа с батюшкой. Община в Хохлах активно помогает бездомным. Ставший уже известным на всю страну проект «Ангар спасения» зародился на приходе Троицкого храма.

Приходской листок, который издает община, раздается на всенощном бдении и посвящен следующей литургии. В нем тексты из Евангелия и Апостола, выдержки из святых отцов и современных проповедников, приходские объявления и расписание богослужений.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.