Кружатся в воздухе фигурные листья клена, золотым дождем посыпают дорожки березы. Воздух хрустальный… Именно в это время празднуем мы один из двунадесятых праздников Православной Церкви — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот богородичный непереходящий праздник был едва ли не последним из двунадесятых по времени своего появления в Церкви. Однако именно с Рождества Богородицы начинает вершиться история спасения человека через Ее Божественного Сына.
О рождении Пречистой Девы задолго до этого события было много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их духовное возрождение казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить людей и не допустить погибели рода человеческого. Что и произошло. Сын Божий избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.
Рождество Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, Пресвятая Дева родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.
Супруги были бездетны. Бесплодие в еврейском народе считалось наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от соотечественников. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости (так некогда зачала праматерь Сарра, жена патриарха Авраама). Святые супруги дали обет: если Господь пошлет чадо, посвятить его Богу.
В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Будущий отец Той, что превыше всех дочерей земли, в глубоком горе ушел в пустыню и со слезами молился Господу о даровании чада. И святая Анна, узнав, что произошло в храме, горько плакала, но не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес им радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную во спасение душ наших». Матерь «Перворожденного всея твари» является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы прибегаем в нужде, в скорби, а «наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.