Может ли танец вести к духовно-нравственному совершенствованию? Да, уверенно заявляет бессменный руководитель ансамбля танца «Радуга», в минувшем году отметившего 45-летний юбилей. Педагог дополнительного образования высшей категории, член международной ассоциации танца под эгидой Юнеско Татьяна Олейникова — автор педагогической программы «Семь цветов у радуги», получившей высокую оценку российского Министерства образования. Сегодня она рассказывает о своем пути в искусство и педагогику, ставшем дорогой к Храму не только для нее самой, но и для ее воспитанников.
«Все было впервые и вновь»
— Я училась в первом классе, когда папа, Михаил Архипович, за ручку привел меня в балетную школу Дома культуры имени Орджоникидзе. Он был талантливым танцором, что называется, с куражом,
а в 1960-е годы заводская самодеятельность на предприятии «Сокол» была мощной.
Эту школу основала балерина Светлана Хворенкова, она же преподавала нам. Я была в нее влюблена. После занятий шла за ней по улице. Светлана Николаевна в книжный магазин, и я за ней. Она покупала книги о балете — и я впоследствии взяла это на вооружение, собрала со временем целую библиотеку.
Потом моя подруга Лариса Жукова (сейчас она руководитель образцового ансамбля «Фантазия» в Приокском районе) предложила мне перейти в студию при театре оперы и балета имени Пушкина. Там занятия пошли серьезнее, ежедневно. Историко-бытовой танец, классика, характерный танец… Годы познания и глубокого погружения в процесс. У меня были педагоги, которых я запомнила на всю жизнь: Рафаил Сумароков, Андрей Усачев, Борис Рахманин. Когда на гастроли в наш город приезжали звезды советского балета: Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Марина Кондратьева, Владимир Васильев, Екатерина Максимова — мы посещали все спектакли, подходили за автографами. Это были счастливые годы балетной юности!
По окончании школы мы с подругой поступили в Борское культурно-просветительское училище. Там мы учились не только танцевать, но и ставить танец по законам режиссуры, постигали музыкальную грамоту и игру на инструментах, словом, все, что необходимо для работы в области искусства и культуры.
Тема моей дипломной работы — молдавский свадебный танец — стала продолжением моего погружения в местную танцевальную культуру во время сезонных работ в Молдавии, куда мы ездили летом со стройотрядом. Защититься мне помогла педагог Галина Полищук, ученица Брегвадзе.
Далее судьба привела меня в Горьковский институт иностранных языков: требовался преподаватель хореографии для студентов факультета общественных профессий. В их лице я обрела прекрасных учеников, с которыми мы выступали на сцене ДК имени Ленина. Тесно общаясь с ними, я тоже поступила на заочное отделение иняза, которое успешно окончила. Поэтому преподаватель английского языка — моя вторая профессия.
На чем стоит «Радуга»
— Чтобы делиться всем, что знала и умела в области классического, народного и эстрадного танца, я организовала детский танцевальный кружок в Доме пионеров Московского района. Девочки прижились, а через некоторое время появилась и моя авторская программа дополнительного образования «Семь цветов у радуги», где у каждого цвета свой смысл и символ. Красный — физическое развитие, оранжевый — радость творчества, желтый — взаимодействие с семьей, зеленый — путешествия по стране, по ее святым местам, голубой — профессионализм, синий — дружеская поддержка, ощущение себя частью коллектива, наконец фиолетовый — духовно-нравственное воспитание. Программа рассчитана на семь лет и постепенно ведет ребенка от физического развития к совершенствованию души.
С самого начала я делала ставку на сплочение детского коллектива. Мы много и усердно работали, и не только в стенах Дома пионеров. Участвовали в районных и городских танцевальных конкурсах. Во время каникул ездили в пионерский лагерь на реке Керженце. Там, на природе, отдыхали и продолжали творческую работу.
Через 10 лет после своего образования танцевальный кружок стал ансамблем танца «Радуга». У нас появилась своя костюмерная, мы начали участвовать в конкурсах. До сих пор участники первого состава не забывают меня и друг друга, часто звонят, иногда навещают.
Праздники воспитывают
— Слово «ансамбль», по словам Игоря Моисеева, знаменитого создателя и руководителя одноименного ансамбля, означает «вместе». В 1999 году мы сформировали родительский клуб, который стал частью нашего коллектива. Родители активно участвуют в жизни и творческой работе ансамбля, готовят костюмы к выступлению, присутствуют на всех концертах, организуют и участвуют в паломнических поездках. Это самоотверженный труд!
С помощью родителей у нас прошла большая конференция под названием «Мать и дитя, вместе
в XXI век». Семейных конкурсов и вечеров состоялось немало: «Дочки-матери», «Семья — родина ребенка», «Секреты большой семьи» и другие. Вечер «Памяти царской семьи» запомнился тем, что это мероприятие позволило мне получить высшую педагогическую категорию.
Постепенно родилась такая форма работы как «концерт-праздник». Я согласна с тем, что праздник — один из главных компонентов воспитания. Великий русский педагог Константин Ушинский писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зимний пейзаж, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями и веселостями — вот три элемента, озаряющих в памяти ребенка каждый праздник». Как педагог-хореограф я строю свою работу именно на этих принципах.
Исток и русло
— С 2000 года мне посчастливилось неоднократно, несколько лет подряд, участвовать в работе Международного педагогического форума «Глинские чтения», который проходит в Троице-Сергиевой лавре. Каждый раз, возвращаясь оттуда, чувствую себя с полным мешком благодати за плечами. Чтения помогли мне собрать огромный материал для проведения семейных мероприятий. А праздники эти, в свою очередь, создали и укрепили традиции в нашем коллективе, помогают поддерживать тесный контакт с родителями.
Наши праздники не ограничиваются календарными датами. На протяжении многих лет «Радуга» дружит и сотрудничает с молодежью Нижегородской епархии. Мы проводим молодежные балы: Рождественский, «На Масленой неделе», в честь дня жен-мироносиц, приглашая семинаристов и студенток епархиального училища. Они получают мастер-классы по классическим, народным и бальным танцам, а потом исполняют на балу вальс, польку, фигурный вальс, в красивых костюмах. Юноши дарят девушкам маленькие подарочки. И мои девочки выступают на этой танцевальной площадке.
К Дню жен-мироносиц у нас прошла конференция под названием «Жить по завету любви». На ней выступали с докладами родители и гости, нижегородские поэты читали свои стихи, а между выступлениями участники ансамбля радовали всех собравшихся своими танцами в ярких костюмах.
В проекте «Дети — детям» мы уделяем большое внимание благотворительности, милосердию и социальному служению. Ансамбль выезжает с концертами в детские дома, социальные центры, дома престарелых и инвалидов. Неоднократно выступали и на православной выставке-ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского».
Наивысшее достижение
— Успех педагога — это выдающиеся успехи его учеников. У меня их очень много! Одна из них, Алла Матвеева — сегодня балерина Михайловского театра Санкт-Петербурга. Но даже если выпускники не пошли по моим стопам в профессиональном плане, я все равно радуюсь любым их достижениям, как собственным. Когда вижу, что они становятся хорошими, добрыми людьми, мастерами своей профессии, создают свои семьи, рожают и воспитывают детей, и… приводят их в «Радугу», я чувствую себя счастливой. Воистину счастлив тот педагог, который видит в учениках плоды своего труда!
Текст: Марина Смирнова
Фото автора
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.