Сейчас, в особый период Великого поста, между двумя великопостными богородичными праздниками (только что прошло Благовещение и приближается день Похвалы Пресвятой Богородицы), самое время освежить наши познания: верно ли с церковным учением мы чтим Божию Матерь?
«Божия Матерь, Приснодева Мария, есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она — Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она — Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека — Дева, в рождении Его — Дева, по рождении Его — Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию и значит Госпожа».
У святителя Игнатия Брянчининова есть целая книга на эту тему — «Учение Православной Церкви о Божией Матери». В догматическом богословии Православной Церкви нет и не было особого раздела, посвященного Пречистой Деве, в отличие от Католической, где такой специальный раздел догматики есть — так называемая «мариология». Учение отцов Восточной Церкви о Пресвятой Богородице всегда было и остается неотъемлемой частью христологии — учения о Христе.
Именно в контексте христологических споров, когда еретики нападали на правое учение о Христе, а отцы Православия на Вселенских соборах выплавляли чистейшее золото догматов, и выяснилось, что все догматическое учение о Божией Матери заключается собственно в двух терминах: Богородица и Приснодева, которые Святая Церковь осознала и исповедует как составную часть Богооткровенной истины.
Богородица
Имеем ли мы право называть Пресвятую Деву Марию Богородицей как истинную Матерь Иисуса Христа в полном смысле этого слова? «Полное! — объясняет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо родившийся от Нее есть истинный Бог, посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица». Поэтому Церковь учит нас исповедовать Ее Богородицей и всегда так именовала и исповедовала.
На Третьем Вселенском соборе разбиралась ересь константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицей, а не Богородицей.
Собор осудил это лжеучение, приняв и утвердив слова святителя Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева — Богородица, ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, — тот да будет анафема».
Приснодева
Наше исповедание Пресвятой Богородицы Приснодевой означает, что мы признаем несомненную истину о том, что Христос произошел от нас (людей) по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» (читаем в Символе веры), так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.
Священное Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. С апостольских времен Церковь исповедует Ее Девою. Имя Дева соделалось как бы собственным именем Марии.
Верование Церкви в приснодевство Богоматери обнаружилось преимущественно по случаю появления еретиков, дерзнувших учить, будто Пресвятая Богородица по рождении от Нее Спасителя имела и других детей. Такое учение, как только оно возникало, называлось Церковью безумием, святотатством, богохульством, ересью и не раз осуждалось на Поместных соборах.
Раба Господня
Как правильно почитать Божию Матерь и поклоняться Ей? Конечно, не так, как Богу. Кто чествование Божией Матери прострет до излишества, до степени того почитания и поклонения, какими мы обязаны Богу, тот составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, так как на земле Она именовала Себя Рабой Господа и на небесах не оставляет своего смирения, и там Она — Матерь, но вместе с тем и Раба Господня.
Однако после Бога мы должны ей первой приносить свои молитвы и воздавать поклонение большее, чем ангелам и святым.
В небесной иерархии Пресвятой Богородице принадлежат высокое право и сила, кроме ходатайств перед Богом, Самой от Себя много благотворить, приносить добро людям, более, чем другие святые и ангелы. К ним мы обращаемся с просьбой: «Молите Бога о нас», а к Матери Божией взываем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Пресвятая Дева стала выше всех ангелов и святых как участница домостроительства нашего спасения. В третий день по блаженном Своем успении она воскресла и ныне царствует на небесах.
Пророчество о Своем почитании изрекла Сама Пречистая Дева по внушению Святого Духа: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк 1:48).
Церковь при каждом богослужении постоянно ублажает Пресвятую Богородицу. В службах всех праздников: будничных, господских или посвященных святым всегда присутствуют песнопения и молитвословия в честь Богородицы. И это неспроста.
Для верующей души спасительный подвиг Господа Иисуса Христа настолько неотделим от Пресвятой Богородицы, что, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «среди людей не может найтись никого, подобного Богородице Марии. Она — Матерь спасения, ибо родила Спасителя».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.