Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Райская педагогика
«Моя надежда» №3 2019 16:20, 16 октября 2019

Райская педагогика

Известный педагог, публицист, общественный деятель, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Киприан (Ященко) в последнее время стал частым гостем Нижнего Новгорода: в Александро-Невской православной гимназии реализуются разработанные батюшкой духовно-воспитательные программы и творческие проекты, рассчитанные на участие и учеников, и их родителей. В каждый свой приезд отец Киприан беседует с детьми и взрослыми — на основе этих интереснейших встреч мы подготовили целую серию публикаций. Надеемся, они помогут в непростом деле воспитания чад истинными христианами. И для начала — размышления о том, что главные принципы педагогики кроются во взаимоотношениях Творца с первыми людьми. Итак, слово отцу Киприану.

Договор и запрет

Первый педагог в мире — это Сам Господь Бог. А с чего же начинается педагогика? С послушания. Вот Господь создал Адама и Еву. Какое у них было послушание? Возделывать рай.

И второе: педагогика начинается с ограничения, с запрета. Если нет запрета, то не может быть и педагогики, потому что запрет предполагает совершенствование. Какой в раю был запрет? Кушай что хочешь, заповедал Господь, только с одного дерева не вкушай плодов. Как вы думаете, плоды с этого запретного древа были вкуснее, чем с соседнего?

Это все равно что вам говорят: приходи в храм, где хочешь вставай, только в алтарь не входи. Аналогичный запрет. Это же не значит, что в алтаре все другое. Не то чтобы там что-то такое, что даже смотреть туда нельзя, — нет. Алтарники же туда заходят, потому что им благословили, и батюшки заходят. А вы, поскольку непосвященные, — вам не благословлено. Ну, вот такой церковный запрет.

Так же и с детьми. Как мы обычно говорим: все что хочешь делай, только два пальца в розетку не клади.

Святитель Феофан Затворник пишет, что с детьми нужно договариваться очень определенно. Скажем: «Ванечка, давай ты до семи часов будешь играть в паровозики в этом углу? Хорошо? Договорились?» Время и место определено. То есть мы запретили ему играть дольше, чем до семи часов, и бегать с этими паровозиками по кухне, по комнатам. И что происходит? А он поиграл-поиграл — и дальше у него паровоз поехал в прихожую, к вам в спальню… Но вы же так не договаривались!

Так и Господь: Он определил для Адама все деревья, с которых можно вкушать. Кроме одного. Кстати, заметьте, что договор был небольшим. Важно так поступать и с ребенком: начинать с чего-то очень простого, вполне выполнимого, что ему по силам. Приведу вам пример. У меня есть крестник Сережа, в детстве он был крайне непослушным ребенком. И его удалось приучить к богослужению.

Мы начали с того, что, когда он приехал ко мне в лавру, я предложил ему пойти на службу на полтора часа. Договорились совершить такой подвиг. Пришли. Устал? Говорю: давай на коленки встанем. Вместе встаем на коленки. Совсем спина болит? — Ну, давай присядем немножко. Чтобы только ум был сосредоточен на словах молитвы: мы ведь за этим пришли. А все остальное Бог даст. Всю благодать Бог даст только за то, что мы ум сосредоточили на словах молитвы. Вот и весь подвиг: что мы телом находимся в храме — и умом находимся здесь же.

Так вот. Если вы договорились, что ребенок играет до семи часов, а он с наступлением семи просит еще полчасика, — уступать ему? Если уступить — вся педагогика рухнет. Если договорились до семи — значит до семи. Иначе он из вас веревки начнет вить. Сейчас на полчаса уговорил, потом — на час, потом, вообще, что бы вы ни сказали, ваше слово не будет иметь никакого действия. Это педагогический закон. Если его не придерживаться — тогда-то и придется наказывать, да и то не поможет. Потому что так устроен человек: у него есть своя самость, своя гордыня, и он этой гордыней вас перешибет.

Даже только что родившийся младенец: ему всего несколько дней, вот он лежит и плачет, и все вокруг него бегают. А ведь часто бывает, что он плачет лишь затем, чтобы привлечь внимание, чтобы его ублажали. И получается, что мы с первых дней взращиваем в человеке гордыню, а дальше пытаемся воспитывать. Притом, что воспитать возможно только до трех лет, дальше будет уже перевоспитание.

Посеять сомнение

Кто же первый согрешил в саду? Ева. Некоторые святые отцы так сочувствуют Адаму!.. Мол, его соблазнили, он бы сам не додумался, это изощренный женский ум. А он, мол, поддался. Но факт остается фактом.

А давайте вспомним, что такого сказал Еве змей — то есть в виде змея бес, дьявол, — чтобы она соблазнилась? Какими словами он обратился к ней? Он действует тонко: предлагает сначала прикоснуться к плоду — Господь же этого не запрещал, запретил только вкушать. «Ты прикоснись. Ну, прикоснулась? Не умерла же? Теперь попробуй».

И всегда перед человечеством висит тот же самый вопрос: а правда ли Бог сказал? Сейчас вот пост. А правда ли Бог сказал, что колбасы не надо кушать? Ну, если никто не видит, то немножко-то можно? Молочка там… Это первое дьявольское дело — посеять сомнение.

Бог дал заповедь, а дьявол сеет сомнение. Родитель с ребенком договорился — а дьявол в ребенке сеет сомнение: а правда ли надо это выполнять? «А правда ли директор в школе так постановил?», «А правда ли епископ благословил в монастыре такой устав?», «А правда ли батюшка так сказал? Может, есть какое послабление?» Видите, как враг этот вопрос постоянно нам задает?

Поэтому мы все время пытаемся найти себе оправдание. И к чему же мы придем? К тому же, к чему пришла Ева. Взяла и попробовала. Немножечко. Хуже того: она еще дала попробовать Адаму. И Адам попробовал. Вроде бы — подумаешь, грех-то какой? Откусили по два разочка. А какие последствия?

Господь им сказал, что если вкусите от древа добра и зла — смертию умрете. Даже представить трудно! У всего человечества в лице Адама и Евы моторесурс был какой? Вечность! А у нас какой моторесурс? В среднем 70–80 лет. Представляете, у нас сердце могло вечно работать, печень могла вечно работать, мозги склерозом не покрыться. Вот какой дар всем — всем без исключения! — дал Бог. И какой-то один человек нашим даром взял и распорядился. И теперь мы до сих пор мучаемся. Мы все рождаемся со смертным грехом, у всех есть этот Адамов грех. Эта история продолжается каждый день, каждый час.

Кто виноват?

И что же Господь? Снял ремень, начал пороть Адама? Нет. Он обращается к нему с вопросом: «Адам, ты где?» А он что? А он под куст залез. Очень умное действие: от всевидящего Бога прятаться под куст…

Посмотрите, какой красивый педагогический вопрос Бог задает дальше: «Адам, а ты не ел случайно с древа добра и зла?» Каков смысл этого вопроса? Господь хотел, чтобы Адам покаялся. Если бы он покаялся, Господь бы простил? Да с радостью! И это — дело каждого педагога, каждого родителя.

А что же Адам, покаялся? «Сам такую жену дал, так что ж Ты спрашиваешь? Дал бы нормальную жену, и я бы не согрешил». То есть он обвиняет Бога.

А Ева могла спасти Адама своим покаянием? Могла. Покаялась Ева? Нет. Кто у нее виноват? Змей.

Существует методика «локус контроля», которую применяют и христианские психологи. Она заключается в том, что человеку дается обвинение в том, чего он не делал. И в зависимости от ответа выясняется, действительно ли он христианин по сути. «Виноват не я, а другие люди», «Виноват не я, а обстоятельства, в которых я нахожусь», «Я виноват, я грешен». Из этих вариантов только последний подобает христианину. Если это происходит — значит, это по моим грехам, — так нужно рассуждать.

Так вот, Адам не признался в грехе. И у нас у всех просто сумасшедшая защитная реакция! Только попробуй нас в чем-то обвинить — находятся объяснения про обстоятельства, про людей. И самое печальное — что этот образ мыслей, этот образ действий передается детям. Важно спрашивать ребенка: ты почему грешишь? Почему мы с тобой договорились, а ты этого не делаешь? С этого и начинается вообще нормальная человеческая жизнь и обязательства. А если он привык быть необязательным, то будет таким всю жизнь.

Святые отцы говорят: если ребенок видимых родителей не слушается — как он может невидимого Отца слушаться? Такой человек вообще просто непригоден к духовной жизни, не надо даже питать иллюзий. Если вы воспитали непослушного ребенка — это несчастный инвалид. Если он вас не слушается — это тяжкая вещь. Тяжкая для духовной жизни.

Слезы Адама

Каким образом Бог наказывает? Изгоняет Адама и Еву из рая. А почему? Что, Он такой жестокий? Почему Бог изгнал? Да потому, что они умерли. У них духовная смерть настала. Из-за того, что они согрешили. А больше из-за того, что они не покаялись.

Можем ли мы применить этот метод? Запросто. Мы говорим ребенку: «Ну-ка, встань в угол, и пока не попросишь прощения, я с тобой не разговариваю». Бог лишил общения с Собой, а мы, как родители, как педагоги, тоже можем лишить общения с собой. Если у нас действительно отношения любви, то для ребенка это очень чувствительно. Он может сразу не понять, не оценить, что мама перестала с ним разговаривать. А потом понимает, что надо бы покаяться… Ребенок — существо очень умное, очень тонкое, намного тоньше, чем нам кажется. Он мгновенно подстраивается. В таких обстоятельствах он понимает, что надо каяться. И будет потом постоянно каяться.

Кстати, удачен был этот прием — удаление из рая? Перевоспитались Адам и Ева?

Они были изгнаны, но таким образом, что видели все, что происходит в раю. Каждый день видели. И 930 лет Адам плакал. О чем он плакал? «Какой же я дурак! Был с Богом каждый день, общался с Ним. Мне была дана вечная жизнь…»

У Адама, как вы думаете, зубы болели? Никаких ни болезней, ни поликлиник не было. А в грехе мы часто не вылезаем из болезней. Потому что наша природа перевернулась. Она была естественная: у Адама в раю природа была естественная, нормальная. Мы и сейчас часто произносим: этот человек нормальный, адекватный, а этот ненормальный. А «нормальный человек» на самом деле что такое? Это Адам в раю до грехопадения. А все остальные — ненормальные. Все рождаются с падшей природой.

Причем что интересно. У Адама и Евы были два сына: Каин и Авель. Каин совершил первое убийство, первый грех. А Авель — это первый святой, первый мученик. Что за загадка? От одних и тех же родителей родились святой и преступник. Дело в том, что когда нераскаявшиеся родители, которые не покаялись в своем грехе, зачинают детей, то все отражается на этих детях. Так произошло с Каином. Авеля же Адам и Ева родили уже покаявшись — и он жил святой жизнью.

ПОСТСКРИПТУМ ОТ РЕДАКЦИИ. Последняя закономерность (отражение образа жизни родителей на потомстве), как уточняет отец Киприан, не всегда прямая. Этой теме будет посвящена следующая публикация.

Текст: Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.