Главная > Рождественские истории > Рождество Христово и новая эра
«Моя надежда» №3 2020 10:52, 21 декабря 2020

Рождество Христово и новая эра

Что это событие изменило в мире людей

Люди ждали рождения Спасителя со времен изгнания из рая. Но прошло много веков, прежде чем избранный Богом для воплощения Искупителя еврейский народ стал готов принять Его. Как изменилась жизнь людей после прихода в мир Христа и почему Его Рождество сегодня стало утрачивать свой сакральный смысл, беседуем с проректором по учебной работе Нижегородской духовной семинарии Даниилом Семикоповым.

— По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его день рождения христиане стали отмечать очень поздно. Первые христиане праздновали Пасху, день сошествия Святого Духа на апостолов. Чем объяснить эту «забывчивость»?

— Первые упоминания о Рождестве Христовом относятся к III веку, но праздновать начали с IV века. Возникает вопрос: ранние христиане праздновали Рождество? Нет, не праздновали. Главным праздником для христиан оставалась Пасха, и проповедь в этот период была сосредоточена вокруг Воскресения Христова.

Первоначально христиане были евреями и поэтому праздновали главные для них праздники, но уже с новозаветным смыслом. Это Пасха, которая совпадала с иудейской Пасхой, установленной в память исхода евреев из Египта, и Пятидесятница (совпадала с ветхозаветной Пятидесятницей, или Праздником кущей, установленным в честь дарования Моисею заповедей на горе Синай). Поэтому все христианские праздники, которые не имеют ветхозаветных корней, более поздние, в том числе Рождество Христово.

Самым первым и древним собственно христианским праздником стало Богоявление Господне — в нем соединялась память о воплощении Сына Божия и Его Крещении. В ряде восточных Церквей Рождество Христово так и не выделилось в отдельный праздник, например в Армянской Церкви.

Установление празднования Рождества Христова на западе Римской империи приписывают императору Константину, сделавшему христианство законной религией в своей империи. Это связывают еще с тем, что Константин и его мать Елена, которую он сделал своей соправительницей, начали возрождать Святую землю и ее святыни после разрушения Иерусалима в результате иудейских войн. В рамках своей прохристианской политики Константин строит две базилики на местах, связанных с исторической памятью Иисуса Христа. Это базилика Воскресения Христова на месте Гроба Господня и базилика в Вифлееме на месте Рождества, которая сохранилась отчасти до сих пор. В 335 году эти базилики торжественно освящаются, и с этого года можно отсчитывать постоянные празднования Рождества Христова.

— Почему в большинстве христианских конфессий праздник Рождества считается главным? А в восточных Церквах он второй по значению после Пасхи?

— Во-первых, благодаря Франциску Ассизскому (католический святой XIII века, учредитель названного его именем нищенствующего ордена францисканцев. — Ред.). Для его личного благочестия празднование Рождества имело важное значение. Он считал, что мы должны буквально повторить всю жизнь Христа, от рождения до смерти. Именно он ввел обычай мастерить на Рождество вертеп — пещеру с яслями и фигурками Святого семейства. Этот обычай быстро вошел в оборот, тем более, в Средневековье мистерии, то есть театральные действа на библейский сюжет, были очень популярны.

Свой вклад в развитие рождественской традиции внесли протестанты, в частности, лютеране Германии. Из их среды вышел обычай наряжать на Рождество ель угощениями и водить вокруг нее хоровод. В России обычай украшать для детей елку пряниками, конфетами, фруктами и другими съедобными дарами ввел Петр I, позаимствовав его в Германии. Для бедных детей это был единственный способ получить угощение, попробовать необычные редкие сладости — конфеты или пастилу. Кстати, во время Первой мировой войны елки в России пытались запретить как немецкий лютеранский обычай.

Сейчас в Европе, несмотря на утрату сакрального статуса праздника, эти традиции сохраняются. Рождество там праздник прежде всего семейный, что связано с культом семьи, который также вышел из протестантской среды. Между традициями происходит постоянный взаимообмен.

Рождество и в России становится очень важным праздником, хотя он не стал важнее Пасхи. Просто Пасха выше всех остальных праздников.

— Насколько дата празднования связана с реальной датой рождения Спасителя? Один из самых ранних дошедших до нас текстов, принадлежащий Клименту Александрийскому, упоминает как дату рождения Иисуса 20 мая. Некоторые ученые считают, что день 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником рождения Солнца Непобедимого. Что об этом говорят теологи сейчас?

— Мы не знаем точно, когда родился Христос. У нас нет достаточных данных, чтобы реконструировать эту дату. Но, скорее всего, это было не зимой. В Евангелии есть указание, что пастухам в ночь Рождества являются ангелы. Декабрьскими ночами в Палестине около нуля градусов, в это время слишком холодно, чтобы пасти стада.

Есть и такая гипотеза, что Рождество празднуется 25 декабря вместо праздника Непобедимого Солнца. Этот вопрос тоже спорный. Хотя, действительно, у некоторых языческих народов есть праздник, посвященный зимнему солнцестоянию. У римских легионеров был праздник Непобедимого Солнца, который в 274 году ввел император Аврелиан, он был связан с древнеиранским культом Солнца.

Христианство в ту эпоху шло путем замещения языческих праздников христианскими или наполнения языческих ритуальных действий христианским смыслом. Это нормально с точки зрения культуры, но данных за эту версию все равно мало.

Современный человек сосредоточен на поиске аутентичности, ему хочется, чтобы все было подлинное. Но, я думаю, знать точную дату, когда родился Иисус Христос, не принципиально. Главное — это сам смысл праздника.

— Что событие Рождества изменило в мире и в людях?

— На почве античной культуры христианство создает новую цивилизацию, новый средневековый мир. Это та почва, из которой вышли и Восточная, и Западная Европа, и русская цивилизация. Христианство многое принесло в мир: идею единобожия, концепцию равенства людей, несмотря на этнические и сословные различия, универсализм, единую историческую перспективу (ранее все цивилизации и культуры были автономны). Сама этика сильно изменилась: понятия свободы, прав человека тоже появляются на христианской основе, пусть это уже путь к секуляризации. Появление науки, которая вышла из средневековой европейской схоластики, связано с христианством. Мы все отсчитываем время от Рождества Христова, живем в одном календаре. Конечно, христианство сильнейшим образом изменило весь мир.

— Помимо чисто теологического объяснения, ученые указывают на исторические предпосылки появления христианства: кризис политеистических религий в Древнем Риме, усиление эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов. Можно ли с этими доводами согласиться? Вообще, можно ли факт Боговоплощения ставить в зависимость от хода человеческой истории?

— В христианском богословии говорится о том, что воплощение Спасителя стало возможным именно в определенный момент времени, когда ветхозаветный народ принес свой плод в лице Пресвятой Богородицы, Которая, хотя и наследовала падшую природу Адама, не имела личных грехов, то есть обладала такой личной святостью, что смогла воспринять благодать Святого Духа и стать сосудом для воплощения Спасителя. Рождение Иисуса Христа не случайно, исторически было подготовлено. К приходу в мир Спасителя Римская империя объединила все народы, и это подчеркивается в рождественских стихирах: «когда Август упразднил многоначалие народу, <…> тогда же Христос пришел и упразднил многоначалие идолов».

Римская империя, с одной стороны, первые три века гнала христиан, с другой стороны, именно в этой империи были благоприятные условия для распространения такой религии, как христианство. Единое пространство, один закон, один язык — койне, древнегреческий диалект. Была удобная инфраструктура, благодаря которой проповедники могли путешествовать из одного края империи в другой. Все это вместе создавало удобную почву для проповеди. Христианство — историческая религия, которая считает, что ничего просто так не происходит, что Спаситель приходит в мир в самый благоприятный момент.

— С исторической точки зрения, христианство стало живительной основой, фундаментом для развития европейской культуры. Отголоски христианского мировосприятия мы найдем в римском праве и других сферах общественной европейской жизни, в искусстве. Сегодня Европа активно отходит от своих традиций, вступая в новую, так называемую постхристианскую эру, что само по себе звучит страшно. Насколько, на ваш взгляд, велика угроза того, что все христианское будет попираться не только в Европе?

— Справедливости ради надо отметить, что процесс секуляризации идет давно и по всему миру, начиная с Французской революции. Я бы не стал одну Западную Европу обвинять. Во-первых, там есть христиане, которые Рождество празднуют, сохраняя традиционный подход. Другое дело, что они не транслируют это публично.

В нашей же стране большинство населения до сих пор воспринимает Новый год как главный праздник. А что такое Новый год? Это и есть секуляризированное Рождество. Вся ритуальная обрядность Рождества: елка, хороводы, подарки детям от Деда Мороза — перенеслись на Новый год. Это произошло из-за перехода в начале прошлого века на новый календарь и переноса праздников.

На Руси отказ от объединяющей силы религии начался еще со старообрядческого кризиса, усилился в эпоху Петра I, когда на первый план выходит государство, которое использует Церковь в служебных целях, и вылился в революцию в 1917 году и самую радикальную секуляризацию, которой не было даже в Европе.

Вся цивилизация и вся культура идут по этому пути, традиционное общество разрушается; даже мусульманские страны, которые еще сопротивляются, тоже сдают свои позиции. И хотя 7 января в нашей стране признан государством и является выходным днем, мы уже не сможем возродить то значение Рождества, которое оно имело в нашем обществе до революции. Искренне верующих, религиозных людей, для которых Церковь — самое важное в жизни, все равно небольшой процент населения. Не удалось построить христианское общество на земле. Сейчас только на частном, индивидуальном уровне нужно сохранять верность традиции, Богу, чтить Рождество за его духовный смысл.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.