Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «С дерзновением неосужденно»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (116) 13:28, 27 апреля 2017

«С дерзновением неосужденно»

Мы приближаемся к завершению разговора о ходе Божественной литургии и сегодня рассмотрим период подготовки священнослужителей и молящихся непосредственно к причастию, то есть к таинству Евхаристии. Этот один из самых таинственных моментов богослужения каждый верующий переживает с особым благоговением.

Величание Богородицы и поминовение

По завершении Евхаристического канона священник произносит слова: «Изрядно (преимущественно возблагодарим Господа) о Пресвятей, Пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Церковь призывает верующих возблагодарить Господа о Матери Божией, потому что Она удостоилась от Бога особенного прославления, гораздо высшего, чем все другие святые.  Ее ходатайство перед Богом имеет большую силу, нежели молитвы прочих святых.

Хор от лица всех молящихся поет хвалебную песнь: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего; честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». В русском переводе это звучит так: «Достойно по всей справедливости ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего; поэтому мы величаем Тебя, честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов, без изменения родившую Бога Слова, истинную Богородицу».

Это песнопение приписывается Ангелу, явившемуся в конце Х века в виде инока подвижнику, который жил в пещере на Афонской горе. На Литургии святителя Василия Великого поется другой текст: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», а в двунадесятые праздники поются так называемые «задостойники», то есть ирмосы 9‑й песни праздничного канона с припевом в честь Божией Матери.

Во время пения «Достойно есть» священник тайно молится как об умерших с верой во Христа, так и о живых христианах. Первым он испрашивает у Бога вечного упокоения, а последним — благ для христианской жизни. Молящиеся в храме во время пения «Достойно есть» должны словами этой молитвы выразить величание Божией Матери, а потом поминать в своих молитвах близких, родных и знакомых, умерших с верой и покаянием.

Затем священник возглашает: «Во-первых, помяни, Господи, Святейшие православные патриархи (местного архиерея), их же даруй святым Твоим Церквам в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». По-русски это звучит так: «Во-первых, помяни, Господи, духовных правителей и даруй им, чтобы они, для блага Твоих Церквей, были целы, почитаемы, здравы, долголетни и правильно управляли Церковью по Твоему истинному слову». Хор отвечает: «И всех, и вся», то есть помяни, Господи, и всех верующих. В это время молящиеся должны мысленно поминать в своих молитвах живых: близких, родных, знакомых и всех христиан.

Молитва Господня и приобщение Святых Таин

В заключение всего жертвоприношения священник испрашивает у Бога единодушия предстоящим: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Для приготовления верующих к причащению священник сначала призывает на них милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Затем диакон произносит ектению о том, чтобы Господь ниспослал всем верующим Божественную благодать и дар Всесвятого Духа, и присоединяет к этому просительную ектению. Священник в это время тайно читает в алтаре молитву о том, чтобы Господь сподобил его приступить к этому таинству неосужденно и с чистой совестью.

Затем звучат слова священника: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати». Все молящиеся в храме поют Молитву Господню «Отче наш», которая напоминает верующим, с какими мыслями и чувствами они должны приступать к великому таинству Причащения. В это время диакон крестообразно опоясывается орарем для большего удобства при причащении и в знак благоговения к таинству.

После молитвы Господней священник обращается к народу и, благословляя его, произносит: «Мир всем!» Хор отвечает: «И духови твоему». Затем диакон приглашает всех преклонить головы, а священник тайно читает молитву о том, чтобы Господь ниспослал всем Свое благословение. Когда диакон произносит: «Вонмем!»  священник поднимает святой Агнец и делает им изображение креста. При этом он возглашает: «Святая святым!» Это означает, что святые Дары — Тело и Кровь Христовы — могут быть преподаны только святым и очистившим себя от грехов через покаяние, то есть после совершения таинства Исповеди.

На возглас священника поющие отвечают: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». После этого поется стих, называемый причастным. Причастные стихи большей частью были заимствованы из псалмов; они избираются соответственно теме праздника. Так, в воскресные дни поется стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних», в праздники Божией Матери: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову», в праздники святых апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их», а в праздники святых: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Во время пения причастного стиха священнослужители причащаются в алтаре святых Таин. Сначала священник поклоняется до земли Святым Таинам, потом кланяется находящимся в церкви и испрашивает у них прощения. После этого он дает диакону часть Тела Христова, а другую часть благоговейно берет в свои руки, и оба тихо читают молитву: «Верую, Господи, и исповедую». Потом священник причащается Крови Христовой из чаши и также причащает диакона.

Так приобщались Святых Таин Христовых все христиане до IV века, но потом святитель Иоанн Златоуст ввел в употребление лжицу для приобщения мирян под обоими видами, так как некоторые из них стали допускать неблагоговейное обращение с частицами Тела Христова. Во время приобщения священнослужителей Церковью вспоминаются Тайная вечеря, приобщение Иисусом Христом апостолов, Его страдание и смерть.

Алексей Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель НДС

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.