18 октября Русская Православная Церковь совершает память Святителей Московских. Этот праздник известен с 1596 года и установлен Патриархом Московским и всея Руси Иовом. Изначально чествовали трех митрополитов Московских: Петра, Алексия, Иону. Постепенно сонм горячих молитвенников и чудотворцев, управлявших Церковью и сохранивших ее в разные трудные годы нашего государства, расширялся. Сегодня в списке святителей Московских 17 митрополитов и патриархов.
Откликом народа на их ревностное служение во славу Божию и государства Российского стало огромное количество храмов, освященных в их честь. Не исключение и Нижний Новгород, где с собором Святителей связаны две церкви. В храме Всемилостивейшего Спаса на Полтавке в честь них освящен левый придел, а в храме нижегородского подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря — главный.
То яма, то канава
К появлению в 1860 году в Нижнем Новгороде церкви Трех святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских и всея России чудотворцев, косвенно сподвиг император Николай I. А это, в свою очередь, обеспечило развитие центра города в пределах современной площади Горького и расширение самого города.
Газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (ныне «Ведомости Нижегородской митрополии») подробно рассказывала об этом удивительном храме из номера в номер в течение 1900–1901 годов.
Место, где стоит церковь Святителей Московских (ныне улица Короленко, 14), в первой трети XIX века было южной окраиной Нижнего Новгорода. Территория в границах улиц Звездинки, Напольно-Монастырской (ныне Белинского), Большой Ямской, а также кладбищ: Петропавловского, или Всехсвятского (ныне парк Кулибина) и Лютеранского, или Немецкого (располагалось вплотную к Петропавловскому кладбищу в сторону современной площади Горького и частично занято школой № 19) — была изрезана оврагами, покрыта болотами. Один овраг, естественное продолжение Ковалихинского оврага, или так называемой Ковалихинской осыпи, тянулся до указанного места, перерезывал Всехсвятскую улицу (ныне переулок Гранитный), простирался параллельно Акулининой слободке (ныне улица Решетниковская), пересекал Полевую улицу (ныне улица Горького) и оканчивался у Немецкой улицы (ныне Славянская). Здесь его отделял другой овраг, входивший в Новобазарную (Арестантскую) площадь (ныне площадь Горького), переправляться через них было затруднительно и рискованно.
Почти до 1840-х годов строения этой местности составляли прядильные заведения, где изготавливались канаты разных сортов, и кирпичные сараи с обжигательными печами. Далее тянулись капустные огороды с караулками. Селиться на этих землях желающих не было.
На посетившего Нижний Новгород в 1834 году императора Николая I неблагоустроенный город произвел неприятное впечатление. И во второй свой приезд в 1836 году государь дал указания по его улучшению. В частности, он велел убрать в некоторых местах ветхие дома, переселив жителей. Подходящей для переселения Городская дума сочла южную окраину Нижнего. Овраги постепенно засыпались, выстраивались улицы. Территория в пределах современной улицы Горького к 1850-м годам значительно заселилась. Только храма у переселенцев не было.
Неосененные крестом
6 июня 1856 года благочинные Нижнего Новгорода церковнослужители кафедрального Спасского собора протоиерей Иоанн Лебединский, Благовещенского собора — протоиерей Павел Лебедев и Мироносицкой церкви — протоиерей Виктор Лаврский — доложили о проблеме епископу Нижегородскому Иеремии (1851–1857). Преосвященный поручил осмотреть новозаселенный край города и избрать в нем приличное место, на котором с удобством мог бы быть воздвигнут храм.
Единственным подходящим местом было пересечение Канатной (ныне Короленко) и Немецкой (ныне Славянской) улиц. Владыка обратился к нижегородскому военному губернатору Федору Васильевичу Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма: «…многие из жителей южной окраины целый год не видят у себя в жилищах священнослужителей ни со святынею, ни с молитвословиями».
На том же месте и сошлись. Часть земли недорого согласились продать мещанка Анна Анатольевна Назарушкина и ее соседка солдатка Анна Степановна Поздеева.
5 октября (18 октября по н. ст.) епископ Иеремия в сопровождении Иоанна Лебединского и Павла Лебедева лично осмотрел выбранное место и, найдя его вполне соответствующим, пожелал, «чтобы местность cия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых днесь первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшего Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».
Тысячи и один рубль
Весть об избрании и приобретении места для церкви моментально разнеслась по окраине города. Святое дело встретило общее сочувствие. Люди жертвовали посильную лепту. Среди них были даже дети.
В руки владыки Иеремии попало письмо Вари Делекторской своему крестному: «Милый Кресненький! Узнала я от папаши, что в Новой улице предполагается выстроить Церковь, и на скупку мест Паша и Володя принесли жертву. Желая и я с ними участвовать, хотя немного, с позволения папаши и мамаши прилагаю подаренный мне 1 р. и усерднейше прошу Вас доставить его на сей же предмет. Любящая Вас крестница Варвара Делекторская».
Сколько стоит храм построить?
Сегодня порядок цен совсем иной, но в середине позапрошлого века при строительстве Трехсвятительской церкви было потрачено: 7200 р. — на 900 тысяч штук кирпича,
3750 р. — на 1500 бочек извести, 1800 р. — на укладку, 800 р. — на песок и воду,
3000 р. — на железо, 1200 р. — на лес, 800 р. — на белый камень, 350 р. — на настилку и оттеску пола, 250 р. — на земляную возку, 300 р. — на штукатурку, 500 р. — на плотничную работу,
400 р. — на кузнечную, 700 р. — на навес дверей, вставку рам и стекол, 500 р. — на кровлю,
600 р. — на иконостас, 2400 р. — на гвозди, петли и другие мелочи,
250 р. — на план, фасад и надзор архитектора, 3500 р. — на колокола,
400 р. — на иконы в иконостас, 600 р. — на подсвечники, лампады и прочее,
800 р. — на сосуды, кресты, евангелия и прочее, 350 р. — на свечи и книги,
300 р. — на облачение и завесы.
И вот какую резолюцию наложил на том письме Преосвященный: «8 октября 1856. Протоиерею Павлу Лебедеву поручаю устроить книгу для внесения благотворительных приношений на сооружение храма сего; вписать в нее имя сея благотворительницы, отроковицы Варвары, и прочих заносить и записывать».
Попечителем же Трехсвятительской церкви стал нижегородский III гильдии купец Лука Максимович Коптев.
Выделение прихода храма и определение причта к нему после ухода на покой владыки Иеремии выпало его преемнику епископу Антонию (1857–1860). В декабре 1857 года он сделал донесение Священному Синоду о построении Трехсвятительского храма, в котором изложил все обстоятельства и испросил разрешения на строительство. Наконец 3 мая по ст. ст. 1859 года Преосвященный Антоний заложил церковное здание.
Воздвигнутой на ямах называли Трехсвятительскую церковь, поскольку место, где ей суждено было возникнуть, было изрыто ямами, откуда добывалась глина для кирпичных заводов.
А сложили храм в рекордные сроки — за полтора года. Надзор за постройкой был поручен архитектору Николаю Ивановичу Ужумедскому-Грицевич. Трехсвятительская церковь имела нестрого выдержанный византийско-русский стиль с основанием в форме креста. Она была небольшой по размеру, каменной, пятиглавой, с примыкающей к ней колокольней. Средний и боковые купола опирались на четыре колонны.
Из-за нехватки средств первоначальное убранство церкви было простым до бедности. Снаружи здание было побелено, железные крыши и главы окрашены в зеленый цвет, главы увенчаны дубовыми, обитыми белым железом крестами, а на колокольню подняты купленные и пожертвованные колокола, самый большой из которых весил 103 пуда
6 фунтов (1650 кг). Внутри здание тоже было оштукатурено и побелено, пол из белых плит не был закрашен. Отапливался храм тремя печами. Во всем чувствовался большой недостаток: крестов, Евангелий, кадил, облачений. Паникадило попечитель позаимствовал в ярмарочном Спасском соборе, где, замененное на новое, оно лежало без употребления разобранным.
Попечители и святыни
Освятил храм Преосвященный Нектарий (1860–1869), сменивший на Нижегородской кафедре владыку Антония, который был перемещен в Житомир, на Волынскую кафедру. «8 декабря 1860 г. Освящение, если Господь благословит, имеет быть совершено мною главного алтаря — 11 сего декабря, правого придела — 14 сего декабря, а левого — 16 сего же декабря», — написал епископ Нектарий на рапорте благочинного.
Позже попечителя Трехсвятительской церкви купца Луку Максимовича Коптева, который пожертвовал на строительство 23 295 рублей из личных средств от общей суммы 30 750 рублей, император пожаловал золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте.
Список святителей Московских включает 17 имен. Это митрополиты Киевские, Московские и всея Руси Петр, Алексий, Иона, Феогност; митрополиты Киевские и всея Руси Киприан, Фотий; митрополиты Московские и всея Руси Филипп, Геронтий, Иоасаф, Макарий, патриархи Московские и всея Руси Иов, Ермоген, Тихон; митрополит Крутицкий, Патриарший местоблюститель Петр; митрополиты Московские и Коломенские Филарет, Иннокентий, Макарий.
Левый придел храма был освящен в честь апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского — святого покровителя Андрея Ивановича Колина, который пожертвовал на строительство этого придела
3000 рублей серебром.
Что касается правого придела Трехсвятительской церкви, он по просьбе купеческой вдовы Анны Васильевны Немчиновой, передавшей епископу Антонию билет Приказа общественного призрения в 3000 рублей серебром с процентами, был освящен в честь святого покровителя ее усопшего мужа — апостола из числа 70-ти Иacoна.
Постепенно храм благоустраивался и украшался. В 1893 году для устранения жары, духоты и влажности стен при многочисленном стечении молящихся были пробиты стенные вентиляторы с тягой в трубу. В 1870-х годах был приобретен новый колокол в 163 пуда
25 фунтов (2620 кг). В 1885 году внутри храма купол и своды покрыли живописью, колонны и арки — орнаментом, стены — под мрамор. Старое паникадило из Спасского ярмарочного собора было заменено новым медным позолоченным трехъярусным.
Из икон в среднем алтаре обращала на себя внимание кипарисовая, с изображением праздников и святых, написанная в конце XVIII столетия. В середину ее был вложен серебряный позолоченный крест с 46 частицами святых мощей.
На престоле правого придела стоял маленький крест со вложенными в него частицами мощей святого великомученика Феодора Стратилата и святого праведного Лазаря Четверодневного. На престоле левого придела лежит значительно большего размера медный крест старинной простой работы с частями от шести различных святых мощей.
Одно из Евангелий, в сплошном медном окладе, весило около восьми килограммов. Верхняя и нижняя деки его сплошь были покрыты украшениями в виде переплетающихся цветов, сделанных из металла. На верхней деке изображался не Воскресший Спаситель, как обычно, а Господь Иисус Христос с крестом. Плащаница же была шита золотом и украшена камнями…
Разрушая и возрождая
После революции 1917 года церковь Святителей Московских была разорена. Разрушили главы с крестами, барабаны, верхнюю часть колокольни. В храме устроили общежитие «Горьковстроя». Спустя 80 лет, в 1997-м, по просьбе приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) храм передали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. На следующий год началась его реставрация на средства обители. 11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела — во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. В 2020-м художники иконописной мастерской «Ковчег» завершили росписи интерьеров храма. В качестве образца они выбрали иконографию московской школы иконописи XV–XVI веков. Роспись изобилует сюжетами житий святителей Московских. На западной стене церкви изображены дивеевские святые: блаженные Пелагия, Параскева, Мария и преподобные Александра, Марфа, Елена.
Святыни современной церкви Святителей Московских:
— икона Божией Матери «Всецарица», написанная на Святой горе Афон красками с добавлением святого масла от лампады чудотворного образа-оригинала Ватопедского монастыря;
— иконы с частицами святых мощей: апостола и евангелиста Луки, святителя Николая Чудотворца, святителей Тихона, Филарета и Иннокентия Московских, преподобного Серафима Саровского, Дивеевских святых;
— мощевик с частицами мощей
24 святых, в том числе старцев Оптинских;
— образ святителя Спиридона Тримифунтского, освященный на его святых мощах (город Керкира, остров Корфу).
Светлана Медведева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.