Что же это за праздник? Что мы празднуем? Чему радуемся? Кто родился? Почему именно так?.. Множество вопросов возникает, если хорошенько задуматься. Только редко мы задумываемся. А готовы ли мы, по слову апостола Петра, «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3: 15)? Напомним сами себе, что дало миру Рождество Христово и чему мы радуемся, восклицая в этот день: «С нами Бог!»
«Пришел Еси от Девы не ходатай, не ангел, но Сам, Господи, воплощься» — так в песнопении излагается важнейший догмат: положение вероучения о том, что к нам, людям, наследникам грехопадения прародителей, пришел Сам Бог. Причем не просто пришел, а воплотился, то есть принял плоть. А зачем? Научить человечество чему-то? Дать закон, заповеди, заключить Новый Договор (Завет)? Но для этого было достаточно послать пророков, апостолов, даже ангелов.
Значит пришел Он для чего-то большего. «Если мы хотим понять, для чего Бог стал Человеком, — пишет митрополит Лимассольский Афанасий, — то ответ на это найдем в словах апостола и евангелиста Иоанна, которые он говорит в 1 й главе своего Евангелия, а именно, что «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1: 14), что Логос стал Человеком и жил вместе с нами и тем, кто Его принял, «дал власть стать чадами Божиими» (Ин 1: 12). То есть те, кто принял Христа как Бога воплотившегося, получили от Него власть, силу и возможность действительно стать чадами Божиими.
Вот в чем смысл и причина того, что Бог стал Человеком: чтобы обожествить человека по благодати. Бог вочеловечился, чтобы человек стал Богом по благодати, чтобы возвратить человека к цели его существования, чтобы человек обрел истинный смысл своего пути в этом мире, смысл своей жизни, своего «я».
Знаменитая святоотеческая мысль: «Человек бывает Бог, да бога Адама соделает» — Бог становится человеком, чтобы Адама сделать богом (стихира из Триоди Постной, в пятницу 5 й седмицы, на «Господи воззвах», Слава и ныне).
«По нам быв человек»
Святоотеческое богословие оттачивало свою терминологию в борьбе с ересями. Вот мы в Символе веры имеем понятие «воплотившагося», а зачем вдруг еще появляется слово «вочеловечшася»? Что в нем — только лишь художественная выразительность? Нет…
Богословский термин «воплощение» означает восприятие плоти, но он не является достаточным для указания на полноту воспринятой Богом-Словом человеческой природы. Поэтому в текст Символа веры включено слово «вочеловечивыйся».
Исторически это связано с ересью Аполлинария Лаодикийского (середина IV века). Пытаясь рационально объяснить тайну соединения во Христе двух природ, Аполлинарий пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей полноте, поскольку два свободных разумных существа не могут соединиться в одно.
Исходя из платонистской антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и ума, Аполлинарий считал, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, оживляющая тело, однако ума, являющегося источником самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, по мнению ересиарха, можно говорить только о воплощении, а не о вочеловечении Слова, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком.
В полемике с Аполлинарием святые отцы сформулировали сотериологический принцип: «Невоспринятое не уврачевано». Господь воплотился, чтобы спасти, уврачевать поврежденную грехом человеческую природу. Поэтому то, что Господь воспринял в единство Своей Ипостаси, то и исцелено, и напротив: если бы нечто не было воспринято, то осталось бы в падшем состоянии. Исходя из этого принципа, святитель Григорий Богослов писал:
«Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, ибо что приняло заповедь, то и не соблюло заповеди, то отважилось и на преступление, и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении, а что имело нужду в спасении, то и воспринято. Следовательно, воспринят ум».
«Зрак раба приим»
Языческие народы легко могут себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог Истинный мог открыться человеку, каким Он открылся в воплощении Христовом: Бог стал одним из нас.
Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие.
Во многих языческих системах есть идея Верховного Бога — Творца, Абсолюта, но никто из язычников не поверит, что можно общаться с Ним напрямую без множества «этажей посредников» — богов, небожителей, ангелов. Он настолько велик, что просто не в состоянии обращать внимание на такую малость. И христиане, а ранее иудеи, буквально раздражали язычников заявлениями, что поклоняются непосредственно Богу, сотворившему небо и землю.
Языческий философ Цельс так писал во II веке:
«Род христиан и иудеев подобен лягушкам, усевшимся вокруг лужи, которые устроили бы собрание и стали бы говорить, что, мол, «бог наш все открывает и предвозвещает», что, «оставив весь мир и небесное движение и оставив без внимания эту землю, Он занимается только нами, только к нам посылает Своих вестников и не перестает их посылать и домогается, чтобы мы всегда были с Ним».
И именно это мы дерзаем заявлять: волос с нашей головы не падает без ведома Творца миров! Так уж Он возлюбил нас, что захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, стал как мы все.
Бог поступает так, потому что Он… верит в человека!
«Всмотримся в этот образ Воплощения, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем».
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.