Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > С Рождеством…
«Ведомости Нижегородской митрополии» 24 (108) 16:08, 22 декабря 2016

С Рождеством…

foto-proekt-rozhdestvenskaya-storonaПравославный календарь насыщен праздниками, да что там насыщен — «каждый день — праздник», как выразился молоденький солдатик в адрес главного героя фильма Владимира Хотиненко «Поп». Но есть в нем такие торжества, за которыми тянется шлейф народных обычаев, а порой и таких «праздничных» ритуалов, что уже сомневаешься в православных корнях праздника, в его сущностном отражении для празднующего люда. Казалось бы, в чем проблема?

Не думаю, что моих ушей коснулось эксклюзивное высказывание, но когда на одном совещании по случаю обсуждения рождественских мероприятий и сценариев некто из собеседников, восторженно доказывая необходимость создания праздничного настроения, воскликнул: «Ну, что вы! Рождество — это же сказка!» — я даже не вздрогнул. Более того, был внутренне готов услышать нечто подобное. Но сердце мое сжалось. Мозг начал оправдывать оратора: ну, в запале выдал, не сказку же, в самом деле, имеют в виду, это же метафора… А сердце так и оставалось съеженным.

Тогда я понимал: остановить говорящих и усомниться в уместности слова «сказка» применительно к теме обсуждения уже поздно. Успели перескочить на подарки и призы. Впрочем, нисколько не сомневался, что, если бы мне удалось правильно донести свое беспокойство, со мной все согласились бы, и в первую очередь восторженный оратор.

Но почему же мне до сих пор неуютно?

Традиции псевдорождества

Вот, например, праздник Воздвижения Креста Господня. Не припомню, чтобы кто-то обратился ко мне с вопросом о том, как праздновать, если не считать того, что это день строгого поста. И тут вопросы неизбежны, и задают их, как сговорившись: что можно вкушать, а что возбраняется.

Но есть праздники, которые за многовековую историю обросли таким множеством вариантов «торжественных мероприятий», что сегодня хочется постоянно напоминать о смысле празднуемого события. Чем дальше мы отходим от исторической основы, тем больше наслоения того, что можно употреблять с приставкой «псевдо». Праздник? Да. Но уже не церковный, а псевдоцерковный. И, добавить, псевдоправославный.

Посмотришь, прохожие спокойно воспринимают слоган многочисленных транспарантов в местах продаж: «С Рождеством!», где как бы подразумевается то, что всем понятно, — с чьим. Так почему ж и не написать — с Христовым?! Но ведь не пишут. И, сдается мне, не краски жалко и не ткани для баннера. Просто это демонстрация того, что кому-то безразлично, чье там рождество. Главное, чтобы были рождественские скидки и распродажи.

Спросите: а что ж в этом плохого? Малоимущие подешевле купят, какая-никакая, но форма милостыни. Согласен. Но кого эти малоимущие будут благодарить? Христа? Уверен, что мысль о благодарности Христу Богу мелькнет у немногих. Его уже выдавили из торжеств. В Европе, говорят, теперь вместо Christmas пишут X-mas. А если Он и присутствует, то в виде кукольных младенцев в рекламных, или фестивальных Рождественских вертепах.

Обывателя более волнует, сколько дней мы отдыхаем на Новый год, плавно перетекающий в рождественские каникулы, чем вопросы ответственности за то, что же мы сделали с этим «светлым и радостным» праздником, в котором «возможно всякое чудо». Подарки, за которыми толчемся на распродажах, уже не отождествляются с Дарами, которые поднесли родившемуся Богомладенцу библейские волхвы. Но если и сохраняется упоминание об обстоятельствах рождественской ночи под Вифлеемской звездой, то меньше всего хочется думать о том, почему Он родился «в такой нищете». Ради чего, а точнее, ради кого Он пришел в этот мир? Чем Он так не угодил какому-то Ироду, что тот кинулся искать Его, чтобы предать смерти?

Вдумаемся: мальчик не успел появиться на свет, а Его уже ищут, чтобы убить. И, к слову сказать, это намерение некоторых людей будет сопровождать Его всю земную жизнь.

«Брюзжите, батенька», — скажет некто. Праздник есть праздник, а в праздник не хочется думать ни о чем таком плохом. А я и не предлагаю «думать о плохом». Я предлагаю думать о хорошем. Об ответственности за тот Дар, который сделал нам Сам Бог, вручив Себя через Материнские руки. Но… пляски ряженых колядующих уже кажутся детской забавой по сравнению с тем, как с экранов многочисленных телепрограмм многомиллионно-масштабно предлагается православному люду, «согласно народной традиции», предаться рождественским (крещенским) гаданиям. Скажете: тоже забава, что тут опасного? А давайте назовем все своими именами.

Детские болезни

Торжества, связанные с воспоминанием вхождения в мир Богомладенца Христа для начала спасительной миссии, низводятся нами до некоего особого магического периода, когда можно узнать через гадания имя будущего жениха и прочую чепуху. Что это, если не кощунство?

Языческие суеверия — это, если так можно выразиться, неотъемлемая часть христианской веры, да и в принципе веры. Суеверие — неизбежный начальный этап, который почти каждый человек проходит в той или иной степени на пути к истинной вере. Более того, с суеверием практически невозможно бороться. Это как детские болезни. Быстрее бы переболеть. Церковь понимает эту слабую сторону своих детей и старается с любовью назидать и просвещать.

Что получается? Человек может предаться гаданию в любой день, в любое время суток и в любое время года. Но когда в масштабах СМИ все специфические рубрики предлагают «погадать» именно в рождественско-крещенские дни, сиречь Святки, святые дни, получается, что тем самым делается упор на то, что именно эти дни наиболее благоприятны для гадания. Понимаете? Рождество Христово или Крещение Господне предлагается воспринимать как способствующее обстоятельство для деяний, отмеченных Богом как мерзость (Лев 19:31, Вт 18:9–13).

И этот информационный поток о гаданиях из года в год изливается на многомиллионную аудиторию. Думаете, подобные явления проходят бесследно? Не обольщайтесь. Что же делать? Расти, взрастать в вере, иметь средоточием не свои потребности, проблемы и чаяния, которые хочется реализовать, разрулить или избежать при помощи поставленной свечки в храме, а Самого Христа.

Вот я сейчас пишу эти строки, а Он смотрит в мое сердце. Вы будете их читать, и Он будет смотреть в ваше сердце.

протоиерей Сергий Муратов, член Союза писателей России

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.