Начало прихода в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Молитовке было положено в конце 1990-х годов, когда митрополит Николай (Кутепов) благословил построить в Ленинском районе храм. В небольшое помещение на улице Заводской, 17, ходили молиться несколько старушек. Спустя почти два десятилетия среди многоэтажек Молитовки вознес свои купола на шатрах деревянный храм, куда спешат десятки, а по выходным — сотни людей — успокоить, очистить и наполнить сосуд своей души.
— Однажды, проходя мимо здания на улице Заводской, где раньше была молочная кухня, я увидела открытую дверь. Заглянула — навстречу женщина, староста прихода. У меня всегда болело сердце, что поблизости нет храма, — вспоминает катехизатор и социальный работник «Умиления» Наталья Тихонова. — Стала ходить помогать, мы собирались со старушками, читали акафисты…
Вскоре на улице Даргомыжского было выделено место под храм. Строительство двигалось небыстро, с большими перерывами. В 2005 году поставили пассажирский вагон, оборудовали его под молитвенный дом, настоятелем был назначен протоиерей Олег Владимиров. В вагончике шли службы, а на улице Заводской — уроки воскресной школы.
В 2009 году, при новом настоятеле протоиерее Александре Малафееве, началось строительство фундамента и деревянного сруба храма, и через год в новом храме была отслужена первая литургия. Вначале церковь казалась свободной, но и она как-то незаметно заполнилась людьми, они потянулись даже из других районов.
В храме «Умиления» есть необычная икона Божией Матери. Резная, в большом киоте. Ее обрели в 2002 году около молельной комнаты на Заводской.
— Прихожу однажды в воскресную школу и вижу: стоит на пороге, приставленная к двери, икона Божией Матери «Умиление», — рассказывает Наталья Тихонова. — До сих пор не знаю, кто ее принес. Мы поставили образ в комнате, где обычно читали акафисты, стали перед ней молиться, ходить с ней в крестные ходы, брать в паломничества.
В 2003 году прихожане решили освятить образ на мощах батюшки Серафима. Возвращаются с иконой из Дивеева, а приход опечатан.
— В то время был наплыв сект и религиозных объединений, что невольно бросило тень и на нашу деятельность, — разъясняет Наталья Борисовна. — Пока шло разбирательство, мы попросили одного батюшку, который жил в Ленинском районе, принять на время нашу святыню. Но в это время священника перевели в село Вазьянка, и он икону с нашего разрешения забрал с собой. На время. Нам ее просто некуда было поставить.
Стали вновь хлопотать об открытии прихода. По благословению протоиерея Александра Соколова, старейшего священника Нижегородской епархии, собрали группу из 20 человек, начали каждый день молиться, каждый у себя дома.
— Откроется ваш приход, не переживайте, — успокоил их отец Александр. — И храм стоять будет.
В скором времени приход в честь «Умиления» действительно возродился.
А в 2017 году вернулась к прихожанам их святыня — икона Божией Матери «Умиление».
— Район у нас такой — Ленинский, — говорят, объясняя затяжное строительство храма, прихожане. — Поначалу к нам все, начиная с обычных жителей, были настроены враждебно. Нас долго принимали за чужих, подозревали в какой-то подпольной деятельности. Все двери для нас были закрыты, в школы не пускали. Просто стена нерушимая.
Ближе к 2010 году ситуация постепенно изменилась. Храм стал наполняться людьми, начали открываться к сотрудничеству детские сады, школы, библиотеки, больницы. Батюшку и его помощников сегодня приглашают в отдел соцзащиты, ЗАГС, комиссию по делам несовершеннолетних. Ведется совместная работа с администрацией района.
— Три года назад в районных школах выбор модуля «Основы православной культуры» составлял 34 процента — один из самых низких в городе, сейчас — 72 процента, — говорит нынешний настоятель храма протоиерей Андрей Наговицин. — Два года назад пытались открыть православную гимназию в здании на улице Порт-Артурской. Из района с населением 150 тысяч человек в первый класс набиралось только семь человек. Тогда в этом же здании был открыт семейный центр «Ковчег». И уже в этом году, благодаря полноценной работе с семьями на базе центра, мы набрали два полных первых класса, второй класс и три класса будущих первоклассников. И гимназия в честь святых Кирилла и Мефодия в этом году открылась.
В цокольном помещении храма размещаются кураторы всех направлений благочиния. При подготовке мероприятий между кураторами разделения нет.
— Мы все делаем вместе. Если готовится культурное мероприятие, все включаются в него, если социальное, все выходят на акции. Друг друга подменяем, помогаем друг другу, — говорит отец Андрей Наговицин, он же благочинный Молитовского округа.
— Нам все кажется, что мы делаем мало, — уверены батюшкины помощники. — Жатвы много. Очень много, и так хочется больше сделать.
В жизнь прихода, как и благочиния, включены все прихожане.
— Каждый человек для нас важен, он участник общей жизни нашей большой семьи, — считает батюшка.
Отец Андрей старается, чтобы присутствие прихожан в храме не было формальным, от службы к службе, чтобы главной целью их жизни было не просто знание о Боге, которое тоже очень важно, но знание Бога, чувство Бога через совместную молитву и совместный труд на пользу Церкви и ближнему. Ведь вера без дел мертва.
Приход «Умиления» сложился как семейный. После воскресной литургии от храма отходит автобус. Он везет всех прихожан: малышей, юношей и их родителей на улицу Порт-Артурскую, что на «Красной Этне», в семейный центр «Ковчег». Здесь под одной крышей семьи проводят время весь день вместе — в занятиях, играх, конкурсах.
— После службы выходишь на улицу: здесь несколько семей стоит, там… С первого взгляда даже не поймешь, чей у кого ребенок на руках, кто из детей кого обнимает, настолько все родные друг другу, — радуется отец Андрей Наговицин.
— В нашем центре работает воскресная школа для детей и взрослых, военно-патриотическая дружина для подростков имени Минина и Пожарского, проводятся спортивные мероприятия, творческие вечера, музыкальные фестивали, театрализованные представления для детей и подростков, встречи с интересными людьми, — рассказывает директор центра Алла Зайцева.
Центр — дело рук самих родителей. Они готовят обед, встречают детей, следят за порядком.
— «Ковчег» — центр семейный, поэтому родителей не отпускаем, — продолжает Алла Витальевна. — Пока с ребятами идут занятия, с родителями беседуют священники, педагоги, психологи. После занятий дети расходятся по кружкам, а затем вместе с родителями участвуют в общих мероприятиях: спартакиадах, концертах.
«Ковчег» работает всего второй год, но это начинание, ставшее самым крупным и важным на приходе, уже дает большие плоды. В прошлом году в школу ходили в основном прихожане храма «Умиление», а в этом — из других храмов, даже районов потянулись.
Еженедельно в храме «Умиления» по вторникам служат молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Приходят зависимые и созависимые — родственники тех, кто страдает алкогольной, наркотической, игровой зависимостью. После молебна в трапезной за чашечкой чая проходят встречи семейного клуба.
— На каждой встрече мы по кругу проговариваем: кто с чем пришел, какой есть запрос, учимся и делимся каждый своим опытом: положительным и отрицательным, — рассказывает иерей Андрей Наговицин. — Присутствующие на встречах жены и матери благодарят: «Мы начинаем понимать, что чувствуют наши мужья, дети, отцы и как вести себя в разных ситуациях».
Встречи посещают священник и психолог из реабилитационного центра общественной организации «Трезвение» — они подсказывают, как сделать первый шаг к выздоровлению. Можно встретить здесь и тех, кто уже освободился от зависимости. Они помогают как консультанты.
Созависимый человек, уверен батюшка, может не помогать, а мешать выздоровлению. Важно знать, в какой момент нужно мягкое слово, а в какой — твердое действие.
— Однажды на встрече с Владыкой я попросил благословения создать у нас приход, где вообще не будет вина, даже в большие праздники, — рассказывает настоятель. — У нас на приходе служится молебен на принятие обета трезвости. Человек, понимая свою немощь и немощь своих близких, дает на этом молебне обещание Богу с Его помощью не пить, не курить, не принимать ничего хмельного, не произносить скверных и гнилых слов, не играть в азартные игры и не привлекать к этому других. А срок бывает разный, зависит от духовного и физического состояния человека: и на год, и на три, и на пять, и на всю жизнь. Люди, начиная жить трезво, понимают: праздник не в вине, он в радости и общении друг с другом. Во время трезвых праздников совершенно другие темы, другое поведение, другой дух, другое состояние людей. Дети, вырастая в такой семье, видя трезвую жизнь внутри и нетрезвую вокруг, когда становятся подростками и чуть старше, сами просят: «А можно я тоже обет трезвости приму?» Подростки, у которых, вроде, все впереди и все еще хочется попробовать, не хотят пробовать алкоголь и берут обет трезвости на всю жизнь. Существует страшная правда: мы, взрослые, программируем детей на вино. Воспитатели детсадов на встречах рассказывают, что у деток главная игра в садике — разливать и чокаться. Вот почему на нашем приходе вино вообще на стол не ставится. Да и вообще православная вера – это вера трезвая. Все святые говорят о трезвении. А трезвение духовное без физического невозможно. И Господь наш Иисус Христос сказал нам: «Бодрствуйте!» Вот и мы пытаемся бодрствовать. Спотыкаясь, ощущая свою немощь и видя силу Божию, чувствуя Его Отеческую любовь, прося и благодаря, учимся быть Его детьми.
Духовная ситуация в районе, считает отец Андрей Наговицин, начала меняться. «Всё больше семей пытаются жить с Богом, познавать Его, участвовать в жизни Церкви, участвовать в Таинствах, — замечает благочинный. И для полноты этой жизни делается очень много. Помимо семейного центра и гимназии в благочинии четвёртый год работает учебный центр в честь преподобного Серафима Саровского с трёхгодичным обучением, военно-патриотическая дружина в честь Минина и Пожарского, активно действуют молодёжное и волонтёрское движение, ведёт полноценную работу общество трезвости. Благодарение Господу, что рядом есть люди, которые живут искренним служением Богу и людям».
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.