Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Святые > Святые покровители Нижегородской земли > Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец
15:42, 31 июля 2015

Преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец

st-barnabas-vetluzhsky-1После просвещения русской земли светом христианского учения при святом князе Владимире и уничтожения им идолов, христианская вера, при посредстве трех присланных Константинопольским Патриархом Сергием епископов — Феодора, Иоакима и Фомы со многими пресвитерами и клириками, распространилась в русской земле.

Святой князь Владимир пред смертью разделил всю землю русскую между двенадцатью своими сыновьями по жребию. Но вследствие постоянных княжеских междоусобиц пространное и широкое российское государство погибло.

Около середины XIII века постигло Россию нашествие монголов; многие княжества и города погибли в кровавых сечах, церкви были поруганы и разграблены, а жители расселились по лесам и многие прежде населенные места запустели.

Преподобный Варнава Ветлужский. Худ. Н. Бурдастов

Преподобный Варнава Ветлужский. Худ. Н. Бурдастов

Во время нашествия Батыя на Россию и разорения земли татарами запустела от пленения и земля по берегу реки Ветлуги и была пуста двести пятьдесят три года и там, где было прежде жилище людей, земля поросла везде великими лесами и названа была Ветлужской пустыней, и никем была не проходима; только немногие люди пределов града Унжи бывали там ради ловли звериной.

После победы Димитрия Донского над татарами Российское государство стало свободно от ига поганского и притеснений со стороны татар, и русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха, и прежде всего обновлять и восстановлять разоренные города и села по берегам великой реки Волги.

Любители же подвижнической жизни, преподобные отцы, основали многие общежительные обители и монастыри, и некоторые из них возлюбили житие пустынное и подвизались в одиночестве в лесах, в отдаленных пустынях, никому неизвестные, только одному Богу.

В это самое время в пустынные пределы по берегу реки Ветлуги пришел и преподобный отец Варнава с севера из города Великого Устюга и поселился на берегу реки на Красной горе в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставив мир и все «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности местности той от жилища человеческого на сто и более верст.

По наружному своему виду преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатой бородой «изрядно умеренною»; он был в сане иерея, отличался высокими нравственными качествами и в беседе с другими был весьма сладкоглаголив. Когда он подвизался в одиночестве, то приходили к нему дикие звери, живущие близ его келии, и он ходил между ними как между домашними животными и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны и кротки.

Фрагмент рукописного жития св. прп. Варнавы Ветлужского. Кон. XVIII в.

Фрагмент рукописного жития св. прп. Варнавы Ветлужского.
Кон. XVIII в.

Высокие подвиги преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение. Многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить от него благословение и услышать слово наставления и совета.

Людям, посещавшим его, преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки. После двадцати восьми лет подвигов на Красной горе преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 года и был погребен наверху горы.

По преставлении его на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги — одни вверх, а другие вниз по течению ее, и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги.

Иноки построили на Красной горе две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название Варнавинской пустыни.

Никольский храм г. Варнавина. Фото нач. XX в.

Никольский храм г. Варнавина. Фото нач. XX в.

Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получали здравие, когда призывали в молитвах преподобного отца Варнаву.

Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявления таковой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам [т. е. ладан — прим. ред.] и все необходимое для существования обители. На все же праздники и воскресные дни приходили в церковь за богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам преподобного малозаселенная местность населена многими народами.

Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших ее окрестностях, но и в первопрестольной Москве.

Когда Господь Бог благоизволил прославить своего угодника преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться к гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I, который был весьма благочестивый архипастырь и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства Российского, подвизавшихся в дни его святительства; и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе преподобного Варнавы, и притом от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков.

По распоряжению Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638–1639 гг. мощи преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных многие больные получали исцеления от болезней не только при гробе преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия.

Вид Варнавинской пустыни

Вид Варнавинской пустыни

Свидетельствование мощей преподобного отца Варнавы было поручено игумену Макарьевского Желтоводского монастыря Пафнутию.

Игумен Пафнутий, приняв благословение от Святейшего Патриарха, с радостью отправился в назначенный ему путь, моля Всесильного Бога, чтобы он сподобил его благополучно доехать до обители и видеть святое место, где лежат мощи преподобного отца Варнавы. Священноиноки монастыря, услышав о приближении к обители игумена, вышли встретить его вне монастыря на берег реки Ветлуги, к пристани, где остановился струг честного игумена Пафнутия.

Когда игумен сошел на землю, монахи с радостью встретили его и повели в монастырь, где и спрашивали его о том, какая цель его пришествия к ним — смиренным инокам; игумен же поведал им, что он прибыл к ним по поручению Святейшего Патриарха Иоасафа, ибо и до него, Патриарха, дошел слух о жизни преподобного Варнавы и о чудесных исцелениях, которые Господь творит на этом святом месте и ему необходимо подробней узнать о всем этом, как истинному любителю святых Божиих угодников.

Услышав сии слова от игумена, монахи прославили Бога Вседержителя и пошли вместе с игуменом Пафнутием в церковь Божию, где лежали мощи преподобного Варнавы, и, пришедши, поклонились его цельбоносному гробу, благодаря Господа Бога, что он сподобил игумена Пафнутия достигнуть и видеть гроб угодника своего.

Узнав о прибытии в обитель игумена, окрестные жители во множестве пришли в монастырь, и каждый принес от имения своего кто что мог: иные свечи, иные фимиам, а некоторые — приношения от плодов земных.

Потом игумен и вся братия монастыря со множеством народа совершили всенощное бдение в Троице славимому Богу и всю ночь проводили в пении псалмов и духовных песен, а на другой день служили Божественную литургию, пели молебное пение и ходили крестным ходом вокруг монастыря.

Вид г. Варнавина. Красная горка. Фото нач. XX в.

Вид г. Варнавина. Красная горка. Фото нач. XX в.

По окончании же службы священники той обители и монахи поведали игумену Пафнутию повествования о чудесных исцелениях, совершавшихся по молитвам преподобного Варнавы, и для подтверждения справедливости рассказов вынесли игумену запись этих исцелений, которую и прочитали вслух народу, причем слушающие подтверждали записанное.

Игумен Пафнутий, слушая эти писания, вместе со всеми воссылал хвалу Богу, давшему всем болящим безмездного врача и предстателя за людей пред Богом, взял эти писания с собой, чтобы представить их Святейшему Патриарху, и скоро направился в обратный путь, радуясь, что Господь сподобил его видеть гроб преподобного Варнавы.

Святейший Патриарх Иоасаф, приняв от игумена Пафнутия запись чудесных исцелений, совершившихся по молитвам преподобного отца Варнавы, а также и доклад об исполненном поручении, с душевной радостью возблагодарил Бога за то, что он явственно явил ныне угодников своих, честных пустынножителей, которые до этого неведомы были никем. С этого времени началось прославление преподобного отца Варнавы, и он причислен был к лику святых Российской Церкви, и положено было службу ему править ежегодно 11 июня в день его блаженной кончины (1445 г.).

Обитель преподобного отца Варнавы, известная под именем Варнавинской пустыни, была наделена усердием благочестивых царей многими землями и угодьями по ту и другую стороны реки Ветлуги.

В таком виде Варнавинская мужская обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и переименована в приходскую церковь, а на месте монастырской слободы, образовавшейся из монастырских служилых людей, в 1778 году возник город Варнавин, один из уездных городов Костромской губернии.

Икона св. прп. Варнавы Ветлужского. Нач. XX в.

Икона св. прп. Варнавы Ветлужского. Нач. XX в.

ЦЕРКОВНЫЕ ТОРЖЕСТВА В ГОРОДЕ ВАРНАВИНЕ 10-11 ИЮНЯ 1914 Г. ПРИ ИЗНЕСЕНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ВАРНАВЫ

ИЗ-ПОД СПУДА И ПОЛОЖЕНИИ ИХ В НОВУЮ РАКУ

Город Варнавин расположен по вершине горы, а на береговом откосе горы, представляющем из себя как бы полуостров, ограниченный с востока и запада глубокими оврагами, а с юга рекой Ветлугой, расположены три соборных храма: каменный — во имя Святой Живоначальной Троицы и два деревянных: Успения Божией Матери и святителя Николая, Мирликийского чудотворца; последний находится на самом обрыве Красной горы, построен в 1666 году на средства бывшего здесь монастыря, а в 1854 году отремонтирован почти заново, причем архитектура храма осталась старинная, без всяких изменений.

По оврагу с востока, а равно и по берегу реки Ветлуги гора окаймлена хвойным и лиственным лесом и в летнее время представляет из себя весьма живописную картину.

В последнее время красота этого святого места нарушена происшедшим страшным обвалом горы со стороны реки. Крутой обрыв, являющийся правым нагорным берегом реки Ветлуги и имеющий здесь в вышину до ста саженей, с давнего времени начал осаживаться и сползать к реке; а в последнее время, захватывая все большее пространство, стал угрожать и целости Николаевского храма, так что до верхнего уровня фундамента храма оставалось всего лишь аршина два не испещренного трещинами материка земли.

Торжества по прославлению мощей св. прп. Варнавы

Торжества по прославлению мощей св. прп. Варнавы

Так как дальнейшее разрушение являлось уже опасным и для судоходства по реке Ветлуге, то устройство и укрепление горы приняло на себя министерство путей сообщения, и в 1910 году весной им произведено было техническое укрепление горы свайными скрепами в три ряда. Но это укрепление просуществовало менее двух лет. В 1912 году, в ночь с 9 на 10 число месяца мая, рухнули искусственные укрепления горы с их громадными балками, переводами и всей насыпной землей, и храму, в котором покоились святые мощи преподобного отца Варнавы, угрожала опасность.

Тогда по поручению Священного Синода прибыл в город Варнавин 21 мая 1912 года его Преосвященство, Преосвященнейший Тихон, епископ Костромской и Галичский, лично осмотрел обвал горы и на следующий день, 22 мая, при участии отца благочинного округа и местного духовенства, совершил раскопку могилы преподобного отца Варнавы и перенесение честных останков его из Николаевского храма в Троицкий собор; здесь, в левом приделе храма, посвященном преподобному отцу Варнаве, и помещены были оные святые мощи угодника Божия.

В тот же день торжественно, при стечении множества городских жителей, перенесена была и рака с могилы преподобного отца Варнавы в Троицкий собор и поставлена над святыми мощами его. По совершении молебного пения Преосвященнейший епископ Тихон, взойдя на ступени раки преподобного отца Варнавы, обратился к молящимся с глубоко прочувствованным словом. Объяснив слушателям, что все в мире устраивается по воле Божией, Его Преосвященство указал, что и настоящее событие совершилось, несомненно, не случайно, и для сердца верующего не может быть никакого сомнения в том, что преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, с верой притекающим к его предстательству. «Дорожите же, братие, этою драгоценною святынею, всегда спешите к предстательству святого угодника Божия, преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости», — закончил свою речь Преосвященный.

Святые мощи преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца, до 1912 года покоились под спудом. Жители города и другие прихожане собора неоднократно обращались в Священный Синод с просьбой разрешить изъять святые мощи преподобного Варнавы и положить оные поверх земли в раку, чтобы прибегающие к заступничеству святого угодника Божия могли благоговейно лобызать их.

Внимая усердным просьбам жителей города и прихожан собора, Священный Синод указом на имя Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона в марте месяце 1914 года уведомил жителей города о состоявшемся постановлении своем, которым поручалось Его Высокопреосвященству, с лицами, приглашенными по его желанию, изъять честные останки преподобного Варнавы из земли и переложить их во вновь сооруженную металлическую раку, причем разрешено было часть святых мощей оставить открытой для благоговейного лобызания верующих.

Рака с мощами св. прп. Варнавы в Троицком соборе г. Варнавина. Фото нач. XX в.

Рака с мощами св. прп. Варнавы в Троицком соборе
г. Варнавина. Фото нач. XX в.

Горожане с великой радостью отозвались на святое дело сооружения раки для святых мощей преподобного Варнавы и по подписке в один день собрали до трех тысяч рублей. Сроком торжеств назначено было время 10–11 июня 1914 года.

10 июня с раннего утра весь город был заполнен народом; на площадях и по улицам двигались громадные толпы богомольцев в ожидании торжеств, начавшихся, согласно церемониалу, в час дня. Богослужение в этот день ввиду ожидавшегося скорого прибытия владыки совершено было рано утром, литургия окончилась около девяти часов утра, и служение молебнов на время было прервано.

В 10 часов 30 минут утра с колокольни Троицкого собора раздался благовест, извещавший о скором прибытии в город Варнавин Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Костромского и Галичского. Для встречи владыки собралось в соборе все духовенство, прибывшее на торжество.

В ожидании владыки прибыл к храму господин начальник губернии со своей свитой и чинами различных ведомств. Площадь возле собора вся сплошь была залита народом.

Около 11 часов при торжественном звоне прибыл Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон. Облачившись в мантию и преподав благословение, владыка при пении «Достойно есть» хором учеников высшего начального училища и в предшествии духовенства проследовал в Троицкий собор в алтарь главного храма; приложившись к святым иконам и преподав благословение собравшемуся во множестве народу, владыка с церковного амвона обратился к предстоящим со следующим приветственным словом:

«Господь наш Иисус Христос, посылая апостолов своих на проповедь Евангелия, заповедал им: „Входя в дом, приветствуйте его: мир дому сему”. Последуя заповеди Спасителя, и я приветствую Вас, возлюбленные братия, словами мира: мир сему дому Божию! Да стоит он и красуется на многая, многая лета! Мир городу сему и всем живущим в нем, паче же пребывающим в вере! Мир всем вам, православные христиане! Да излиет Господь на вас Богатые милости свои по молитвам преподобного отца нашего Варнавы, Ветлужского чудотворца: в его честь предначинаем мы ныне священное торжество.

Возлюбленные братия! Ветхозаветный боговдохновленный мудрец говорит о мужах праведных, угодных Богу: „Путие праведных подобно свету светятся: предходят бо и просвещают, дондеже исправится день”. Что солнце, луна и звезды на небе, то же самое — мужи праведные на земле. Их назначение одно и то же: светить и просвещать.

Приятен свет солнца во время дня, и свет луны и звезд — во время ночи: кто не любовался и не восхищался ими? Но несравненно приятнее и сладостнее свет, исходящий от мужей праведных, это свет не земной, а небесный, не вещественный, а духовный; это тот свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мире, который и во тьме неизменно светится, и тьма его не объят. Мужи праведные для того и воздвигаются на земле промыслом Божественным, чтобы вносить с собой в жизнь людей свет правды и добра, чтобы не только самим шествовать, но и других руководить к Невечернему Свету — Христу, в жилище небесное.

Преподобный и богоносный отец наш Варнава, в честь которого мы предначинаем сей праздник, был великим светильником страны этой, устроителем и первоначальником бывшей некогда на этом месте обители иноческой, основателем и всегдашним покровителем города Варнавина, получившего и самое название свое от имени преподобного. Пятьсот лет тому назад он пришел сюда из Великого Устюга и поселился здесь в совершенном одиночестве. Тогда весь этот край по реке Ветлуге, до самого впадения ее в Волгу, был почти необитаем и назывался Ветлужской пустыней.

Двадцать восемь лет прожил здесь преподобный Варнава в трудах и подвигах, о коих известно одному лишь Богу. Через двести лет после его кончины Всероссийский Патриарх Иоасаф, слыша о многих чудесах, совершавшихся на могиле преподобного, поручил игумену Макарьевского монастыря Пафнутию обследовать их и тогда же причислил преподобного Варнаву к лику святых угодников Божиих. В 1912 году, почти через триста лет после прославления преподобного, Божиим устроением на нашу долю выпало великое счастье обрести честные останки преподобного в земле под церковью, где он был погребен своими учениками.

Наконец, через два года после этого мы снова собрались для участия в великом торжестве в честь преподобного Варнавы. Святейший Правительствующий Синод, в уважение благочестивого ходатайства многих почитателей памяти преподобного Варнавы из местных жителей, разрешил изъять из-под спуда честные останки преподобного и переложить их в новую раку для открытого почитания верующими. О великое и священное торжество! Воздавая за все это славу Богу, как источнику и подателю всякого блага, будем, возлюбленные братия, умолять преподобного отца нашего Варнаву, чтобы по его ходатайству предстоящие дни праздника нашего Господь соделал днями Своего милосердия к нам грешным».

После встречи владыка отбыл в дом отца настоятеля собора, где имел пребывание на время торжеств; народ густой толпой сопровождал владыку до самого дома, испрашивая благословения архипастыря, который с крыльца дома еще долго благословлял богомольцев.

В 12 часов дня все духовенство снова собралось в Троицком соборе и ожидало прибытия архипастыря, ибо в час дня, согласно церемониалу, предполагалось совершить изъятие честных останков преподобного Варнавы из земли и переложение их в новосооруженную раку. Возле места упокоения преподобного поставлен был на носилках кипарисовый гроб для святых мощей, тут же на особом столе стояла чаша со святой водой и лежали приготовленные шелковые платки для отирания святых мощей.

В 12 часов 30 минут прибыл в храм владыка и, встреченный всем духовенством, прошел в алтарь придельного храма во имя преподобного Варнавы; облачившись в алтаре в архиерейские одежды, архиепископ вышел на середину храма и положил начало молебна. При пении «Бог Господь» и тропаря преподобному Варнаве открыто было отверстие в полу храма, куда по благословению владыки спустились четыре священника для поднятия ящика со святыми мощами; на полотнах ящик был поднят наверх другими шестью священниками.

По осмотре шнура и печати, оказавшихся в совершенной целости, ящик был открыт, и все присутствовавшие узрели честные останки угодника Божия, преподобного отца Варнавы, Ветлужского чудотворца, благоговейно извлеклемые из земли самим архипастырем; духовенство при этом сотворило земной поклон; затем было приступлено к переложению святых мощей: честные останки владыкой полагались на блюдо, священники благоговейно отирали их приготовленными шелковыми платками и полотнами и полагали в кипарисовый гроб, помазанный благовониями.

Во время переложения святых мощей духовенство пело канон «Отверзу уста моя» с припевами: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и «Преподобне отче Варнаво, моли Бога о нас». Когда окончилось переложение святых мощей, гроб с честными останками преподобного Варнавы был запечатан архиерейской печатью, и на него было положено массивное вызолоченное, чеканной работы, надгробие с изображением на верхней доске преподобного Варнавы и вычеканенными по бокам словами из тропаря преподобному: «Не остави нас, Варнаво, преподобне отче наш, Пресвятой Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти души наша».

Обо всем был составлен акт, который был подписан тогда же архиепископом и прочими присутствовавшими лицами.

Рака с мощами св. прп. Варнавы Ветлужского. Фото нач. ХХ в.

Рака с мощами
св. прп. Варнавы Ветлужского.
Фото нач. ХХ в.

По окончании переложения святых мощей начался торжественный крестный ход из Троицкого собора вокруг храма в следующем порядке: впереди члены Варнавинского общества трезвости несли в два ряда хоругви, в ряд с первой парой хоругвей два диакона несли запрестольный крест и икону Божией Матери, пред крестом и иконой Богоматери псаломщик в стихаре нес фонарь, затем шли певчие по три в ряд, за ними священноцерковнослужители псаломщики в стихарях, диаконы и священники, младшие впереди и старшие сзади, по четыре в ряд; за духовенством два диакона несли икону преподобного Варнавы; за иконой восемь священников первой очереди (все священники были разделены на три очереди, дабы дать возможность каждому из них принять участие в несении святых мощей) на особо устроенных носилках несли гроб со святыми мощами, четыре псаломщика по углам святого гроба несли светильники; за гробом два старших священника несли на блюдах, покрытых воздухами, напрестольный крест и святое Евангелие, над крестом и святым Евангелием два псаломщика держали рипиды; далее шли иподиаконы с дикирием и трикирием, за ними архиепископ, сопровождаемый протодиаконом.

Крестный ход вышел западными вратами и направился вокруг храма при торжественном звоне и стройном могучем пении: «Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво…». Процессия была величественная и трогательно-умилительная. Вот из гробницы, заключенной в недра земли, медленно появляется наружу гроб со святыми цельбоносными останками и идет, чуть колыхаясь, над толпой. Слезы умиления и радости появились на лицах многочисленных богомольцев, и из груди многотысячной толпы вырывался возглас: «Батюшка, преподобный отец Варнава».

Только это имя было тогда у всех на устах, и казалось, что в этот момент рассеялось в присутствовавших все греховное. После обнесения гроба со святыми мощами вокруг храма крестный ход направился на помост церковный, святые мощи были поставлены на особом возвышении, и архиепископом было положено начало молебного пения.

По окончании молебна с возглашением установленных по чину многолетий гроб со святыми мощами внесен был священниками второй очереди в храм и поставлен в уготованное место в Троицком соборе в драгоценную серебряную раку.

Рака — художественной работы, вызолочена и вместе с кипарисовым остовом весит свыше пятнадцати пудов. На крышке раки помещено чеканное изображение преподобного Варнавы, украшенное эмалью; преподобный изображен в схиме; в головном уборе на челе преподобного устроено отверстие, чтобы богомольцы могли прикладываться к святым мощам. Стенки раки украшены чеканными изображениями событий из жизни преподобного; стоимость раки около шести тысяч рублей.

После постановления святых мощей в раку началось поклонение святому угоднику Божию; при пении величания преподобному Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон поднялся на помост раки и, сотворив три земных поклонения, приложился к святым мощам, за ним прикладывались духовные лица по старшинству — архимандриты, протоиереи, иереи и диаконы; затем подходили для поклонения чины различных ведомств, во главе с господином начальником губернии, наконец, были допущены и богомольцы; во все время до всенощного бдения у раки святых мощей непрерывно совершались молебные пения священноцерковнослужителями по очереди.

В семь часов вечера начался звон к всенощному бдению. Вскоре прибыл в храм и Высокопреосвященнейший владыка и, встреченный отцом благочинным, протоиереем Александром Александровским с духовенством собора, направился в алтарь храма.

Началось всенощное бдение, которое совершал отец благочинный, протоиерей Александр Александровский. Богослужение совершалось неторопливо и истово; пение было стройное и в строго церковном духе; все стихиры и другие песнопения выпевались полностью. Лития совершена была на помосте в церковной ограде, шестопсалмие читалось как в храме, так и на помосте одновременно.

По окончании второй кафизмы при пении: «Хвалите имя Господне» гроб со святыми мощами снова был изъят из раки, поставлен на носилки и торжественно изнесен из храма на помост церковный. После установления святых мощей на помосте архиепископ раздал духовенству возженные свечи, одновременно с ним и богомольцы, окружавшие помост со всех сторон, зажгли свечи. Началось величание преподобному, пропетое мощным хором духовенства и многократно повторенное певчими.

Икона св. прп. Варнавы Ветлужского. Нач. XX в.

Икона св. прп. Варнавы Ветлужского. Нач. XX в.

Владыка, в предшествии отца протодиакона с возжженной свечой, троекратно покадил гроб со святыми мощами, икону преподобного Варнавы, установленную за гробом с восточной стороны, собор духовенства, присутствовавших на помосте лиц и всех богомольцев, для чего обошел вокруг помоста со всех четырех сторон его.

Торжественный выход на литию, изнесение святых мощей на помост церковный во время пения «Хвалите имя Господне» и само величание преподобному — эти моменты церковного богослужения были особенно прекрасны и производили потрясающее впечатление.

Весь собор горел свечами, которые были в руках молящихся. Возвышенный помост, украшенный со всех сторон разноцветными огнями в фонариках, площадь вокруг помоста, залитая морем народным, волны которого разливались повсюду, куда только хватал глаз, вековые деревья, в своем немом удивлении как бы склонившиеся к помосту, сонм многочисленного духовенства во главе со своим архипастырем, золотистые облачения священнослужителей — все это великолепие обстановки при тихой теплой ночи, в едва мерцающем вечернем свете, весьма соответствовало значению переживаемого события.

Чувствовалось, что как бы слетает на землю уголок неба, где ангельские чиноначалия величают и славят Вседержителя. Недаром на глазах многих богомольцев блестели слезы умиления и слышны были восторженные возгласы: «Господи, как хорошо здесь, точно в раю!» Остальное последование всенощного бдения совершалось на помосте; чтобы удобнее было молящимся приложиться к святым мощам, гроб с честными останками был помещен на особо устроенном возвышении.

Помазание собравшихся святым елеем совершал Высокопреосвященный владыка, стоя на возвышении возле святых мощей. Богомольцы допускались на помост группами — с одного конца они всходили на помост, а с другого сходили с него; порядок при этом был образцовый, не чувствовалось ни толкотни, ни давки, хотя богомольцев были десятки тысяч; тишина была полная, так что все молитвословия и песнопения отчетливо можно было слышать во всей ограде.

Трогательно было видеть, как приводили и приносили к святым мощам больных, одержимых различными болезнями; многие из них за сотни верст с огромным трудом и терпением пришли сюда, а некоторые, за полным расслаблением, принесены были на руках своими ближайшими родственниками в надежде получить благодатную помощь по молитвам угодника Божия, преподобного отца Варнавы; вот они уже стоят у сего цельбоносного источника, уже видят своими глазами сего безвозмездного врача, от которого ждут себе помощи; с полным участием все относятся к ним, пропускают свободно ранее других богомольцев; лица свиты господина начальника губернии и даже сам он провожают больных к гробу и помогают им приложиться к святым мощам; больные припадают и лобызают святые мощи угодника Божия, архипастырь возлагает на страждущих руки и помазывает елеем; в это время все молящиеся как бы сливаются в одном сердечном порыве, в одном горячем желании видеть страждущих здоровыми, дабы и тень печали не омрачила этого сладостного торжества.

И сбывалось слово Божие: «Много может молитва праведного поспешествуема»; многие больные находили успокоение и облегчение от своих страданий, а некоторые получили и совершенное здравие, о чем и поведали тогда же. Всенощное бдение окончилось в 11 часов 30 минут ночи; Высокопреосвященнейший владыка и после этого продолжал еще помазывать богомольцев святым елеем и только около полуночи, передав елей одному из архимандритов, возвратился с помоста в храм, а оттуда отбыл на отдых, сопровождаемый толпой богомольцев, испрашивавших у него благословения.

После всенощного бдения непрерывно совершались у святых мощей молебные пения, а помазанье святым елеем продолжалось до восьми часов утра, до того времени, когда святые мощи были перенесены снова в Троицкий собор. Ночь была теплая и тихая, а по духовной радости, наполнявшей сердца верующих, поистине благодатная и походила на пасхальную ночь Светлого Воскресения; богомольцы непрерывно теснились к гробу — этому приюту смерти, ставшему источником благодатной помощи и исцелений.

В два часа пополуночи совершена была полунощница и вслед за ней утреня. По окончании утрени в приделе Троицкого собора во имя преподобного Варнавы совершена была ранняя литургия архимандритом Оранского монастыря Серафимом в сослужении пяти священников.

В 9 часов утра начался благовест к поздней литургии, которая одновременно совершаема была в двух храмах: Троицком соборе и Николаевском. В Троицком соборе литургию изволил совершить Высокопреосвященнейший Тихон, а в Николаевском храме литургию совершал архимандрит Макарьево-Унженского монастыря Виссарион.

По окончании поздней литургии гроб со святыми останками преподобного Варнавы снова был изъят из раки и поставлен на носилки; в предшествии крестного хода в описанном выше порядке святые мощи обнесены были вокруг собора и поставлены на церковном помосте, где владыкой было положено начало молебного пения.

Торжественно и мощно раздавалось пение священнослужителей: «Преподобне отче Варнаво, моли Бога о нас», им вторило стройное пение хора, взывающее о том же к святому угоднику Божию; это же прошение изливалось из сердец многих тысяч богомольцев, в том числе и многих раскольников — уренцев, слившихся в одной общей молитве и забывших на время свою исконную вражду к Российской Православной Церкви.

По окончании молебного пения и возглашения многолетий крестный ход направился снова вокруг Троицкого собора при громогласном пении священноцерковнослужителей и певчих: «Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

После внесения святых мощей в храм гроб с честными останками был поставлен опять в раку и наглухо закрыт крышкой, запертой на ключ. Высокопреосвященный долго еще благословлял народ в храме и на пути к дому, а у раки святых мощей совершались все время молебны; богомольцы по частям допускались в храм, прикладывались к святым мощам и, счастливые тем, что Господь сподобил их быть свидетелями таких великих духовно радостных торжеств, нравственно освеженными расходились по своим местам.

В тот же день по распоряжению владыки рака со святыми мощами преподобного Варнавы была перенесена в придел Троицкого собора, установлена на прежнем месте и оставлена здесь навсегда*.

*В 1922 году мощи св. прп. Варнавы были осквернены и изъяты представителями советской власти. Троицкий собор в 1930-е годы был уничтожен. Судьба святых мощей прп. Варнавы в настоящее время остается неизвестной.

Память св. прп. Варнавы 24 июня

Текст сайта Комиссии по канонизации Нижегородской епархии