Выездная школа в селе… Выездном. Здесь, в старинном Смоленском храме, являющемся памятником архитектуры и победы русского оружия над Наполеоном, трудились с 27 июля по 5 августа над восстановлением святых образов из иконостасов церкви несколько девушек-москвичек под руководством опытных наставников.
Как все изменилось!
Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери — драгоценная жемчужина нашей земли, один из крупнейших храмов Нижегородчины начала XIX века. Здесь сохранилась уникальная клеевая живопись, а сама церковь изначально участвовала в своеобразном конкурсе храмов, воздвигнутых в честь победы в Отечественной войне 1812 года, и заняла второе место после московского Храма Христа Спасителя! Строилась Смоленская церковь по проекту архитектора Коринфского с 1803 по 1815 годы на средства местных крестьян. Богатый вклад внес и владелец села, которое тогда называлось Выездной слободой, Михаил Михайлович Салтыков.
В таком храме с историей и проходила выездная школа — практика для студентов, осваивающих профессию реставратора. Она была организована Союзом реставраторов России при поддержке Нижегородской епархии.
Поехать в глубинку выразили желание студенты знаменитой Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова и строительного колледжа № 26 города Москвы. Руководитель школы Лариса Яснова — художник-реставратор монументальной и станковой живописи. Фресковые, масляные, темперные и клеевые росписи по всей стране она восстанавливает около полувека. Реставрировала всемирно известные иконостасы и стенописи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (это XII век!), Успенского собора Почаевской лавры.
— Еще в конце прошлого столетия, — вспоминает Лариса Юрьевна, — мы работали в Воскресенском соборе Арзамаса. Там очень красивая живопись — работа школы вашего знаменитого живописца Ступина, который трудился не только над иконами, но и над монументальной росписью. Мы приезжали тогда в Выездное, и в этом храме все было захламлено. Нам сказали, что где-то тут есть холсты с итальянской живописью. Икон мы видели совсем немного, иконостас был в аварийном состоянии. Как приятно, что все здесь так изменилось к лучшему! Мы ведь много где бываем и работаем, можем сравнивать. Масштаб восстановления храмов в Нижегородской области впечатляет.
В полевых условиях
Мы приехали в Выездное, когда реставраторы только начали свою работу. В Смоленском храме трудятся шесть девушек. Поровну из Строгановки и строительного колледжа. Студенты и преподаватели увидели здесь друг друга впервые. И тем и другим принять участие в работе школы предложил Союз реставраторов.
— Коллектив сложился замечательный, — говорит другой педагог Игорь Николаевич Виноградов. — Работа интересная, условия проживания прекрасные. Мы остановились в Арзамасе, в Свято-Николаевском монастыре.
Каждый участник школы к финалу учебной практики восстановил по две иконы. Наставники работали наравне со студентами.
— В полевых условиях программа работы всегда складывается неожиданно, даже если она была заранее озвучена. Непременно возникают нюансы, — делится наблюдениями Лариса Яснова. — В таких поездках, как правило, нужно на месте решать многие вопросы. Допустим, во время предварительной поездки мы посмотрели на иконы, которые предстоит восстанавливать, а когда приехали работать, нас попросили взять еще несколько. Сразу оценили их состояние, определили методику восстановления. Мы, педагоги, задаем темп работы. Такие неожиданности обеспечивают выживаемость в профессии, поэтому выездные школы очень полезны для тех, кто еще только учится.
Что касается состояния восстанавливаемых икон и плана работ, Игорь Виноградов отметил:
— Есть повреждения жуком-точильщиком, небольшие утраты красочного слоя, которые мы заполняем специальным грунтом для масляной живописи, потом это место тонируется в цвете и строго в пределах утраты. Кроме таких противоаварийных мы проводим и консервационные работы, которые ставят своей задачей продлить жизнь иконы. Это удаление загрязнений, дезинфекция. Обеззараживаем спиртом либо просто водой с мылом, но тампон должен быть очень хорошо отжат. Здесь все иконы выполнены в масляной технике, они это терпят. Это не темпера, которую таким образом можно повредить.
Иконы, с которыми работают участники выездной школы, относятся к XIX веку, написаны в период от его начала до второй половины. Они классические, по словам реставраторов, выполнены очень качественно. Художники предполагают, что они из мастерских того же Ступина.
Профессия реставратора, как и иконопись, требует обязательного обучения у опытного мастера. Как правило, реставраторы не стремятся быстро выйти из-под его крыла, отрываются от наставника обычно поневоле, в силу обстоятельств. Вот и теперешним студентам так необходима поддержка наставников.
— Для меня это первый опыт выездной школы, — говорит Алевтина Грабова, она учится в колледже, перешла на второй курс. — Из-за пандемии у нас вообще не получилось куда-то поехать. Даже доработать свою икону в мастерской не вышло — она осталась в колледже. Поэтому для меня эта работа — ответственный шаг. Вначале я очень боялась, но у нас хорошие преподаватели, которые нам подсказывают, всегда помогут, если что, исправят. Я успокоилась. Работа идет. Практика в нашей профессии (да, наверное, в любой!) значит очень много. Опять же, если ты забыл какие-то инструменты, то приходится придумывать приемы сделать что-то другим способом. Это тоже полезный опыт.
Студентка Строгановки Лиза Упман перешла уже на четвертый курс. Она восстанавливает образ Богородицы из верхнего ряда иконостаса.
— У нас и до этого были практики, — рассказывает она, — но мы реставрировали фрески. Реставрация икон вне мастерской — это впервые. Здесь настоящие полевые условия, когда у тебя нет целого семестра впереди, чтобы сделать икону, и всех возможных материалов, которые ты можешь купить. Время, количество материалов ограничено, но выполнить свою работу нужно качественно.
Задача, которую ставят перед собой Лариса Яснова и Игорь Виноградов, не просто в том, чтобы дать молодым реставраторам профессиональные навыки — они стремятся научить их относиться к своему делу с трепетом, понимать ценность того, с чем они соприкасаются. А еще мастера очень хотели бы провести в Смоленской церкви полный цикл восстановительных работ. Чтобы сберечь всю красоту этого величественного храма.
Надежда Муравьева
Фото Александра Чурбанова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.