Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > «Седе Адам прямо рая»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (160) 22:28, 28 февраля 2019

«Седе Адам прямо рая»

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Изгнание из рая

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», — услышим мы вновь повествование из Книги Бытия (3:24) за богослужением 10 марта, в последнее воскресенье перед Святой Четыредесятницей.

Великий пост сравнивают со стезей — то есть путем. Куда же лежит этот путь? С чего он начинается? Его отправная точка — плач по раю, который человечество утратило по вине Адама. Венчается же эта стезя Страстной cедмицей, когда Христос, во искупление греха наших прародителей, будет распят. Распят, чтобы вскорости через Свое славное Воскресение снова открыть нам врата Царства Небесного.

«Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника Адама, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному», — пересказывает библейскую трагедию архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

«Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился, — продолжает проповедник. — И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: «Христос воскресе!» и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания», — напоминает отец Иоанн.

В подобных размышлениях пристало проводить время православному верующему в Неделю сыропустную. Так по-другому именуется последний день перед Великим постом. В просторечии же его называют Масленицей, и люди, далекие от церковных традиций, связывают с ним широкие гулянья, сопровождаемые особенно буйным, безудержным весельем. Корни такого обычая кроются, скорее, в дохристианском празднике проводов зимы.

В храмах же в этот день за вечерней службой совершается чин Прощения. По уставу Церкви перед вступлением на поприще Великого поста, это время слезного покаяния, принято просить друг у друга прощения. Ведь, как учат святые отцы, без примирения с ближними нельзя рассчитывать на Божию милость: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя», — предупреждает преподобный Ефрем Сирин.

В Прощеное воскресенье хорошо бы припомнить всех, кого мы могли вольно или невольно обидеть в течение предшествующего года. Здесь нет установленных обрядов или ритуальных формул — главное, чтобы слова, обращенные к этим людям, произносились от души.

Подготовила Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.