Более 400 лет в селе Хохлово на плодородной Арзамасской земле жили и трудились землепашцы и кошмовалы, раздавался колокольный звон храмов. При советской власти, в 1977 году, село было признано бесперспективным и упразднено. Однако свято место пусто не бывает: 11 июня 1997 года на месте исчезнувшего села был образован Троицкий скит Серафимо-Дивеевского монастыря. Его сестры бережно хранят и собирают сведения об истории этого места.
В конце XVI века село называлось Супонево, здесь была деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Название «Хохлово Супонево тож» появилось позднее, уже в XVIII веке. В конце XVIII века была построена вторая деревянная церковь, тоже Никольская.
С 1864 года «тщанием прихожан» в селе начали строить каменную церковь, посвященную Живоначальной Троице, — она сохранилась до наших дней, хотя и была сильно разрушена в годы безбожия. Кроме центрального престола, в ней были освящены приделы в честь святителя Николая Чудотворца и Иверской иконы Божией Матери.
После упразднения села многие хохловцы оказались в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Арзамасе. Но в семейных архивах до сих пор хранятся дореволюционные фотографии, а также снимки 1960–1970‑х годов. Еще живы те, кто помнит рассказы бабушек и дедушек о жизни села.
Объединяя бывших односельчан
Краеведение стало одним из скитских послушаний. Сестры заинтересовались историей села и начали собирать исторические сведения о его жизни. Для этого они свыше двух лет работали в архивах Арзамаса, Нижнего Новгорода, Балахны, Москвы.
Чтобы найти и собрать бывших жителей села и их потомков, живущих в Арзамасе, потребовалось совсем немного: дать заметку в районную газету и разместить объявление в социальной сети в группе «Шатовка» — так называется соседнее с Хохловым село. Односельчане с радостью откликнулись на приглашение сестер, и в конце 2014 года состоялась первая, самая волнующая встреча в скиту. Приехало около 20 человек. Сестры поделились собранными сведениями из архивов, а жители поведали о годах богоборчества, о вере своих предков, о трудовых подвигах и судьбах своих родных.
Через месяц, 15 января прошлого года, состоялась вторая встреча, уже в помещении Арзамасского историко-художественного музея. Круг людей расширился, и потекли новые воспоминания, появились новые фотографии. Все это нашло отражение в специальной публикации в журнале «Дивеевская обитель».
В летнее время многие бывшие хохловцы с семьями приезжают в скит, чтобы зайти в церковь, побывать на могилах родственников на близлежащем кладбище, где сейчас уже не хоронят. Их воспоминания вплетаются в канву хроники жизни села.
Поиски продолжаются
Удивительным образом, благодаря газете «Ведомости Нижегородской митрополии», нашли друг друга потомки священника Леонида Барминского, который служил в селе в эпоху перемен — с 1904 по 1926 годы. Семья Барминских — это дед, отец и четыре сына — все священники Нижегородской епархии. Круг сведений расширился в геометрической прогрессии. Наталья, Вера и Елена с готовностью поделились собранными ими по крупицам данными о жизни их славных предков. Ведь в семьях репрессированных было опасно говорить детям о том, что их отцы и деды были пастырями Христовыми, для этого уничтожались фотографии и письма, и они сами становились «фигурами умолчания».
В Центральном архиве Нижнего Новгорода сохранились сведения о репрессированных в 1932 и 1937 годах священнике и причетниках села. Это отец Иосиф Арсентьевич Сергиевский, церковная староста Надежда Владимировна Тонюшкина и псаломщик Петр Егорович Лукин.
Сейчас работа по сбору данных об истории села Хохлово подходит к концу, собран объемный материал. Ценные сведения были получены от добровольных помощников — Ольги Дегтевой и Евгения Бутусова.
Понадобилась еще одна, уже третья по счету, встреча с жителями села Хохлова, чтобы уточнить имеющиеся данные и восполнить недостающие. Она состоялась 11 июня в историко-художественном музее Арзамаса. Обсуждение показало, что есть ряд «белых пятен», которые мешают увидеть целостную картину жизни села. Среди них — периоды с 1926‑го по 1930‑й годы и с 1932‑го по 1937‑й: не сохранилось никаких сведений о том, кто из священников служил в селе в это время. Известно лишь, что в 1928 году церковь расписывали, и приезжий художник Сидоров написал портреты двух братьев — Василия Ивановича и Николая Ивановича Фроловых, жителей деревни Должниково (ныне Шатовка), которые в разное время исполняли обязанности церковного старосты в Троицкой церкви. Эти портреты сохранились у родственников.
По материалам Троицкого скита Серафимо-Дивеевского монастыря
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.