Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Семейный очаг Сергиевского храма
11:20, 28 апреля 2014

Семейный очаг Сергиевского храма

Буквально везде (целый автопарк!) игрушечные автомобили: тут тебе и пожарные с выдвижными лестницами, и «скорая помощь», и иномарки. На стенах — детские акварельные рисунки и удивительной красоты аппликации. Взгляд задерживается на прекрасно выполненной работе: ангел на фоне синего неба. Вот расписание занятий — почти как в школе: английский язык, изобразительное искусство, гимнастика. Все это — в небольшой части цокольного этажа здания внушительных размеров, принадлежавшего ранее Нижегородскому духовному училищу и расположенного в самом центре Нижнего Новгорода, рядом с храмом в честь преподобного Сергия Радонежского. Хозяева тут — дети.

«Зернышки» учатся

Приоткрыв дверь и спустившись в цокольный этаж, мы попадаем в радостный и веселый мир детства — здесь мгновенно забываются все суетные бытовые проблемы. А между тем этот мир — нормальное продолжение приходской среды. Это не школа, хотя образовательный процесс — на высоком уровне. Мы — в семейном объединении под названием «Зернышки» при Сергиевской церкви. Тут в группах получают необходимые знания дошколята, чтобы достойно подготовиться к поступлению в школы и гимназии, получить воспитание, основанное на лучших православных традициях.

В стенах семейного объединения нас приветливо встречают настоятель Сергиевского храма иерей Игорь Балабанов и руководитель «Зернышек» Татьяна Лазарева.

— Это же просто счастье, что столько ребятишек у нас занимаются! Низкий поклон Татьяне Вячеславовне, — говорит отец Игорь. И добавляет: — Главная цель нашего объединения — это, конечно, приблизить детей и их родителей к Церкви, к Богу, чтобы ребенок воцерковился. Но малышу-дошкольнику бывает скучно в храме: трудно, допустим, выстоять литургию. И мы стараемся разнообразить приходскую жизнь. Под сенью храма мальчики и девочки не только причащаются, но получают образование и полноценное воспитание под руководством опытных педагогов.

— Приоритетно в работе объединения развитие личности ребенка. Основной состав у нас — дети, которые по тем или иным причинам не ходят в садик. А им хочется общаться и как-то развиваться, это естественно в таком возрасте, — рассказывает Татьяна Лазарева.

В основном в «Зернышки» приходят дети верующих родителей. Какого-то уж слишком жесткого отбора нет. Но несколько дней за новичком наблюдают руководитель Татьяна Лазарева и психолог Татьяна Ильичева, анализируют, как ребенок адаптируется к новому коллективу, какие у него могут быть трудности общения.

Занятия в «Зернышках» начинаются в 11 утра и длятся по 30 минут каждое. Опытный педагог-воспитатель Мария Зыкова говорит, что, конечно, надо бы начинать в 10 утра, но не получается:

— Знаете, у ребенка биологические часы так настроены, что в 10 часов он еще не готов к началу занятий — он вял, сонлив, и это надо принимать как данность.

Сама Мария Дмитриевна, человек глубоко верующий, находится с детьми «на одной волне». Для ребенка до семи лет игровой момент в познании мира — ключевой, и надо видеть, с каким вниманием дети слушают свою наставницу.

Иностранный язык в четыре года — реально!

Старт хорошо поставленному учебному процессу был дан в 2008 году. Как говорит настоятель храма, тогда одна активная и состоятельная семья из прихожан захотела сделать что-то доброе для детей. И предложила Татьяне Лазаревой вот этот совместный проект. Сегодня в объединении широкий круг предметов: чтение и математика, развитие речи, окружающий мир, мир Божий, пение, английский язык, гимнастика.

Как объяснила Татьяна Лазарева, давая православное образование малышам, педагоги не усложняют темы, объясняют материал в доступной форме, с картинками, с наглядными пособиями. Иногда о праздниках «рассказывают» куклы — это тоже элемент игры. Говорят на занятиях о честности, смелости, дружбе.

Нравятся детям такие предметы, как лепка из глины и ИЗО, которые ведет Юлия Архипова.

Тема английского языка, честно признаться, заинтересовала. Ведь проходят его и в школе, и затем в институте, но кто из нас бегло может на нем разговаривать после стольких лет изучения? Мало таких наберется.

— Поэтому чем раньше начинать заниматься, тем лучше, — уверена преподаватель английского языка Светлана Чупрова. — В четыре года ребенок успешнее усваивает предмет — он все связывает с конкретными образами, с игрушками.

Все занятия у нас проходят в игровой, активной форме. Дети общаются со мной на равных. Естественно, как со взрослым человеком. Но если мы играем в игрушки, то я для них тот же «мишка», «зайка». В этих образах я говорю, а дети подражают и отвечают по-английски. И этот самый главный навык, который в школе упускается — фонетический, когда ребенок развивается и воспринимает все на слух, здесь у нас активно используется.

Маленький человек пока еще не задумывается, что есть настоящее время, прошедшее — он просто подражает в разговоре взрослым. Когда этот навык развит, дети приходят в школу изучать грамматику, уже умея говорить и понимая, что говорят им. У них складываются, суммируются восприятие и объяснение. А в обычной школе идет простое объяснение. Восприятие в результате этого у детей затруднено, потому что оно не развито.

В «Зернышках» сильный преподавательский состав — это 12 педагогов для 27 воспитанников. Преподавателей нашли те люди, которые и организовывали семейное объединение. Учителя в основном — из центра детского развития «Маленькая страна» на улице Ильинской.

Не только в стенах объединения ведутся уроки. Ближе к теплому сезону — всевозможные экскурсии, посещение детьми музеев: благо что занятия проходят в самом центре города.

Педагогов «Зернышки» затягивают. Стираются границы между домом и храмом.

— Для меня это уже и не работа вовсе, а большая семья, жизнь, — говорит Татьяна Лазарева. Она еще преподает в Сормовской православной гимназии, поет в церковном хоре — приходится все успевать.

И всходы будут добрыми

Бывают ли открытия в «Зернышках»? Еще какие!

— Дети часто удивляют, — сообщает Татьяна Вячеславовна. — Есть у нас воспитанник Петя. Раньше ничем не интересовался, на музыку не реагировал и на занятиях по пению не пел. А на днях как запел! Да громче всех! Теперь он солирует.

Отец Игорь смеется:

— Второе дыхание открылось.

Детей не обманешь: если им не интересно, они не будут ходить на занятия. А сюда идут охотно. Значит, им интересно, значит, преподаватели соответствуют определенному уровню. — Это подтверждается тем, что дети, отучившись у нас, поступали в Сормовскую гимназию, выдерживали все непростые тесты, — замечает настоятель.

Еще отец Игорь наблюдает: многие родители сначала просто приводят детей, а потом, постепенно, становятся прихожанами. Поскольку они всегда под церковной крышей, общаются и со священниками, и с верующими, происходит процесс постепенного воцерковления. Не искусственный, а естественный, что главное.

То, что детское объединение небольшое, имеет свои плюсы.

— Я знаю многих детей, прихожу сюда — они бегут мне навстречу: «Батюшка!» Говорю им: «Привет, Милана!» или «Привет, Петя, как дела?» Поверьте, это большого стоит, — рассказывает священник.

Конечно, у всякого благого дела должно быть продолжение. Планы на будущее есть и у «Зернышек». Вот бы еще помещение им попросторнее! Откровенно говоря, маловато оно пока. Мечтают руководители объединения расшириться.

А в планах у прихода — сохранить то, что уже работает, и, по возможности, приумножить. Сохранять есть что: это и совершенно особенная воскресная школа — для глухих и слабослышащих детей, и тесный контакт с общественной организацией «Сияние», занимающейся вместе с церковью детьми с синдромом Дауна, и вот такие чудесные «Зернышки», которые непременно дадут когда-то добрые всходы.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.