«Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Такими словами встретила блаженная Паша Саровская священника Леонида Чичагова, в 1997 году причисленного к лику святых как священномученика.
Cлова блаженной привели батюшку в недоумение: по своему положению он не мог просить об аудиенции у императора. Но тогда отцу Леониду пришла мысль записать все, что рассказывала ему Паша Саровская о преподобном Серафиме, а также свидетельства других его современников.
Леонид Чичагов родился в дворянской семье в 1856 году в Санкт-Петербурге. Он делал военную карьеру, подготовил ряд трудов на военно-исторические темы, изучал медицину, издав монографию «Медицинские беседы».
Уже тогда Леонид Михайлович, будучи человеком религиозным, читал много духовной литературы, осмысляя святоотеческое наследие. После неожиданной кончины супруги он, оставив на попечение доверенных лиц четырех дочерей, принял монашеский постриг в 1898 году, а двумя годами ранее вышло первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».
Отец Серафим рассказывал, что, когда он закончил свой труд, ему явился сам саровский старец. «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца», — описывал он свои чувства в тот момент.
Через год после принятия монашества отец Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Тогда-то он и сумел встретиться с императором Николаем II и преподнес ему «Летопись». Перед государем и Священным Синодом он поднял вопрос о канонизации преподобного и сам вошел в комиссию по канонизации батюшки Серафима, был одним из активнейших участников подготовки торжеств 1903 года.
В 1905 году состоялась хиротония архимандрита Серафима в епископа Сухумского. Несколько раз его переводили на новые места служения. Революция застала его на Тверской кафедре. Он не скрывал своего отрицательного отношения к свершившимся в России переменам, и тогда новая власть выдала ему предписание на высылку из Твери.
В 1921 году он был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев его освободили и выслали в Архангельск на два года. Через год он вернулся в столицу и спустя некоторое время был снова арестован, уже за организацию прославления Серафима Саровского. По ходатайству Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) епископа Серафима отпустили, но выслали из Москвы.
До 1927 года он проживал в Феодоровском монастыре близ Шуи. Отец Серафим принял участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Он был назначен митрополитом Ленинградским и Гдовским.
В 1933 году вышел указ об увольнении его на покой. Вместе с телесными немощами все возрастает отрицательное отношение к нему представителей новой власти. В ноябре 1937 года прикованный к постели 82‑летний святитель был на носилках вынесен из дома и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря его расстреляли на Бутовском полигоне.
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.