Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Сергей Чернышев: «Дивеевская Канавка ждет энтузиастов»
14:46, 12 октября 2012

Сергей Чернышев: «Дивеевская Канавка ждет энтузиастов»

Восстановление храмов и монас­тырей требует не только духов­ных и нравственных сил верующих людей, материальных затрат, но и применения интеллекту­ального, научного потенциала, усилий специалистов в разных областях. О том, как воссоздан уникальный объект— Святая Богородичная Канавка в Серафи-мо-Дивеевском монастыре, мы побеседовали с доктором геолого-минералогических наук Сергеем Чернышевым, профессором Мос­ковского государственного строи­тельного и Православного Свя­то-Тихоновского гуманитарного университетов.

—Сергей Николаевич, расскажите, по­жалуйста, как все началось?
—В 1997 году настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия благословила меня показать насельницам монастыря, где изначально проходила Канавка. Меня спросили: «Где ее копать, с какой стороны от тропинки, по которой в период поруга­ния монастыря ходили верующие люди,— слева или справа?» И я ответил: «Копать надо поперек!» У участников разговора был шок— пригласили специалиста, а он не знает направления Канавки, которое все знают, по которому все ходят! Долго мол­чали. Потом я пояснил: «Нужно сделать по­перечный разрез, чтобы увидеть в нем, где конкретно проходила Канавка. Потому что в этом месте есть природные и насыпные грунты разных возрастов, по их границе в разрезе можно увидеть под землей выемку рва Канавки». И мы начали копать поперек. В первом же шурфе на фоне однородных покровных суглинков природного проис­хождения увидели врезку, заполненную насыпным грунтом с включением кирпича и другого строительного мусора. Глубина врезки и ширина по верху точно соответ­ствовали размерам рва Канавки, которые задал преподобный Серафим.
Нужно заметить, что в разное время су­ществовали две немного разные Канавки. Первая, которую копали еще при препо­добном Серафиме Саровском до 1832 года, к 1840–50-м годам была закопана, после чего по ней, как написано в Летописи Се-рафимо-Дивеевского монастыря, ездили на телегах. А когда в 1861 году был офици­ально образован Дивеевский монастырь и его первой игуменией стала матушка Мария (Ушакова), она принялась вос­станавливать Канавку. Это была вторая Канавка. И когда мы производили раско­пы, то видели обе Канавки. Вторая была местами смещена по отношению к первой. Глубина и ширина у них также несколько различались. Обе Канавки имели глуби­ну в 1,5–2 раза меньше заданной. И мы у матушки Сергии спросили: «Матушка, так какую Канавку вы хотите восстановить? Какой проект нам делать?» «Надо сделать так, как благословил преподобный Сера­фим»,— сказала матушка.
Это твердое заявление игумений Сергии было сделано в сентябре 1997 года. И с это­го началось проектирование той Канавки, которая сейчас существует в Дивеевском монастыре. Ее параметры: 2,13 метра глубина, 2,13 метра ширина и 2,13 метра высота вала, а всего 4,26 метра перепад между верхом и низом. При преподобном Серафиме, хотя он и благословил такие
размеры, их соблюсти не удалось: обвали­валась земля с крутых откосов рва. Именно эти инженерно-геологические проблемы, которые и в наше время являются пред­метом рассмотрения для специалистов, стояли перед первыми насельницами Ди­веевской Мельничной обители очень остро. Они выкопают на глубину 2,13 метров, то есть на одну сажень, а дождь пройдет, и земля смывается или оползает в ров. И они опять работают на пройденном месте. В ре­зультате, выкопав длину около 100 метров, сестры не могли продвинуться вперед, а только ремонтировали уже выкопанную часть. Это было видно по тем раскопкам, которые мы сделали в 1997–2003 годах. Тогда батюшка Серафим им сказал: «Ко­пайте, как можете, потом дороют», и это «потом» наступило в наше время. Именно так и сказала матушка Сергия в 1997 году: «„Потом» наступило теперь. Мы должны сделать так, как благословил преподобный Серафим».

— Вам наверняка пришлось столк­нуться с проблемами при раскопе?
—Конечно. Представьте, что там на глу­бине полтора-два метра находятся газовые и водонесущие коммуникации, электриче­ские и телефонные кабели, и все это пере­секало трассу Канавки. Чтобы ее копать, нужно было согласовывать фронт работ со всеми коммунальными организация­ми. Так что копали Канавку отдельными отрезками, между которыми оставались запретные участки. Последний из этих участков, где находится теплотрасса, до­капывали уже в 2008 году. И в настоящее время трубы теплотрассы в двух местах еще пересекают Канавку. Пока эти «мосты» пересекают ров, строительство Канавки нельзя считать завершенным. Так что проб­лем технических было много, так же как и духовных, которые порой гораздо сложнее и не всегда видны непосвященному чело­веку. Их решало священноначалие.

— В чем проявлялись эти духовные проблемы?
—Вокруг нас шли споры о канонической возможности применять современные строительные материалы как ненату­ральные, рубить деревья по трассе вала, использовать тот или иной привозной грунт в насыпи вала. Остро отвергалась всякая механизация, и потому землю из рва поднимали вручную ведрами, и все делали вручную. Духовные проблемы были и в работе с власть предержащими. В боль­шинстве они нам способствовали, но не­которые препятствовали. Побеждать на бюрократических путях нам помогала мо­литва монастыря. Среди тех, кто нам очень помогал, были сотрудники администрации Дивеевского района, главный архитектор района был тайным помощником, дирек­тор местной общеобразовательной школы и директор школы-интерната. Их помощь касалась согласования различных доку­ментов, получения разрешений на те или иные виды работ, что тогда было непросто. Но у меня имелась личная государственная лицензия на ведение земляных работ, про­екты отдельных отрезков и сооружения в целом представлялись под гербовой пе­чатью МГСУ, так что документация была оформлена на высшем уровне, и легитим­ного повода отказать нам у администрации района не было.

— Каково устройство Канавки сегодня?
— Сегодня Святая Богородичная Канавка представляет собой уникальное сооруже­ние. Она сделана с применением мате­риалов XX-XXI века, при ее воссоздании использована сталь, бетонные плиточки, енкамат— геосинтетический материал голландского производства, который мы купили в 2003 году, и на тот момент это была уникальная технология. Но нужно сказать, что не все поддержали нас в вы—
боре материалов. Многие интересовались, зачем мы их использовали здесь, — оста­вили бы естественное земляное покры­тие, ходили бы по земле босыми ногами, ведь и сейчас еще некоторые разуваются и идут по Канавке босиком. Но наш выбор был глубоко продуман. Ведь сегодня по Канавке летом проходит от тысячи до де­сяти тысяч человек каждый день. Я делал статистику в 2009-м и нынешнем году, и вижу, что поток этот сильно увеличива­ется. Люди идут в любую погоду, и пред­ставляете, как они шли бы по скользкой глине на высоте более 4 метров над рвом? На такой высоте идти даже здоровому взрослому человеку опасно, тем более ре­бенку или больному. И вообще по скольз­кой глине, если не сделать покрытие, идти нельзя, потому что она будет расползать­ся и разъезжаться под давлением массы людей, и в результате само сооружение будет растоптано. Поэтому обязательно нужно было сделать какое-то покрытие и ограду, и владыка Георгий благословил нас их сделать. Они были спроектирова­ны МГСУ. В защиту этих решений я могу сказать: Дух Святой дышит идеже хощет. И в XXI столетии мы имеем множество примеров того, как мироточат иконы, написанные синтетическими красками, ксерокопии и фотографии. Это же можно сказать и про Канавку, которая сделана из современных материалов при помощи современных технологий, и именно благо­даря этому она держится в нормальном со­стоянии на протяжении почти десяти лет. Это не препятствует совершению чудес на Канавке с людьми верующими и при­выкшими к молитве, так же как с людьми верующими, но не знающими молитв,— как говорят, не воцерковленными.

—Какие проблемы вам кажутся наи­более важными?
Сегодня главная проблема Канавки— озеленение. Потому что трава на ней, к со­жалению, местами растет плохо. Это объ­яснимо, ведь нигде в России таких крутых откосов не было. Может быть, они появля­ются в последнее время в связи с наличием геосинтетических материалов, которые мы применили и на Канавке, но техноло­гия выращивания газонов на таких крутых откосах как следует не разработана, на­учно не обоснована. Поэтому митрополит Георгий благословил нас сделать научную проработку этого вопроса. С этой целью год назад мы пригласили в Дивеевский монастырь Наталью Георгиевну Тазину, доцента кафедры луговодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, чтобы она руководила исследованием озеленения. Мы посеяли на Канавке 20 вариантов газонов, которые различаются составом травосмесей, кру­тизной откоса, мощностью плодородного слоя, для того чтобы выбрать те варианты, которые можно будет применить на за-тененых и на палимых солнцем откосах. Экспериментальные газоны мы посеяли на крутом склоне. Его летом палит солнце, выжигая все живое, а зимой там все вы­мерзает, так как нет снега. Также мы по­сеяли травы на противоположном скло­не, на который солнце никогда не падает. Это крутой, в 65 градусов откос, там темно, сыро, растет мох, грибы, и удивительно, что в этих условиях по рецепту МСХА нам удалось вырастить травы. Несмотря ни на что, сегодня наши газоны зеленые. Да, бы­вает лучше, но у нас под липами выросла трава! А ведь обычно под липой никакой травы нет— те, кто ходит в лес за гриба­ми, отлично это знают. Для этого специ­ально из Германии мы выписали семена мятлика лесного, который и посеяли под деревьями. А на открытых местах посеяли мятлик луговой. Как известно, мятлик— это трава, которая растет в лесу в самых темных местах, и у нас она выросла. И еще вырос пырей.

—То есть сорняк?
—Да. Кому приходилось полоть траву на огороде, тот знает, как трудно выдергивать пырей. Это злостный сорняк, имеющий очень длинный корень, который долго тя­нется из земли. Нам нужно связать почву на откосе, потому такие уникальные корни для нас не минус, а плюс. Кстати, много лет назад я хотел посеять пырей на Канавке, но мне тогда сказали: «Вы еще крапиву там посадите! Вы что, хотите сажать сорняк на Канавке?» Пырей— это почти ругательное слово для тех, кто занимается землей. Од­нако муж Натальи Георгиевны Серафим Иванович Тазин, тоже агроном, однажды приехал в Дивеево и сказал: «Да вы пырей посейте на Канавке!» Наши мнения— ге­олога и агронома— совпали. Так что мы посеяли прошедшей весной пырей, и он хорошо растет! У него корни залегают на глубине 20 сантиметров, и они как веревки, которые связывают откос. Нам интересно проанализировать, как этот пырей будет себя вести в следующем году. Хотя у него есть и недостатки. Но мы эксперименти­руем с разными травами, чтобы создать устойчивый газон на Канавке. И в связи с этим есть еще один повод для удивления! Проведя анализ по 29 пробам качества по­чвы на поверхности Канавки, мы получили исключительно хорошие результаты: оказа­лось, что почва там есть, хотя мы ее туда не клали. Это настоящее открытие, это просто чудо! Агрономы говорят, чтобы вырастить почву, надо 100 лет! А у нас прошло всего девять лет, и содержание гумуса в земле уже 2,5–3,5 процента. Это как чернозем, в кото­ром в Дивееве содержание гумуса 3,2 про­цента. У почвы с откосов также прекрасный показатель кислотности— 6,5–6,8 процен­та, в то время как у чернозема хуже— 5,9. То есть на Канавке за 9 лет сформировался хороший плодородный слой, чего по науке вообще-то быть не должно.

—Сергей Николаевич, как вы находите энтузиастов для ухода за Канавкой?
—С этим связана еще одна проблема. На мой взгляд, главное, чего не хватает сегодня Канавке,— это уход. Насельницы монас­тыря заняты многими духовными и фи­зическими трудами, рук везде не хватает, трудники также не в состоянии выполнить большой объем работ по уходу за газона­ми. Организуя экспериментальный посев, мы собирали добровольцев среди друзей и знакомых. Поэтому, пользуясь случаем, я хочу призвать неравнодушных людей при­езжать в Дивеево и помогать ухаживать за травой на Святой Канавке. Ее надо по­ливать, пропалывать, потому что сорняки растут быстро, ее также надо подсевать, косить. Но только агроном только специ­алист может сказать, что надо делать. Без специалиста, который будет жить в Дивееве и работать на этом объекте, полтора гек­тара разнообразных газонов с кустарника­ми и деревьями, а именно такова площадь покрытия Канавки (длина 777 метров и ширина сооружения 10 метров), не смо­гут содержаться в нужном состоянии. Для того чтобы это все вручную делать, нужны опытные и знающие люди. Потому что на крутых откосах Канавки с косой не прой­дешь, а те машинки, которые косят траву, применить здесь сложно. На высоком от­косе надо ставить лестницу и косить с нее. К тому же там посажены кусты крыжовни­ка, и получается, что это очень непростая и настоящая ручная работа. Поэтому мы хотим создать общество друзей Святой Бо­городичной Канавки, людей, которые знали бы и подменяли бы друг друга в нужные моменты, договариваясь об удобном для каждого времени работы. В личном, друже­ском общении эти люди могли бы составить большую бригаду, ведь не каждый может постоянно жить в монастыре, имея работу и семью. А приехать туда на несколько дней и поработать было бы вполне по силам.

Беседовала Светлана Высоцкая