Детский сад, школа, вуз — социальные ступени, по которым многие из нас поднимаются во взрослую жизнь. На этом пути происходит накопление знаний, взглядов, идей, которые должны к определенному моменту сложиться, когда в маленьком человеке созреет большая личность. Как ни суди, как ни кричи, что образование и воспитание разошлись по разным сторонам, а все равно задачи воспитания ложатся на плечи тех, кто учит. И во многом именно от них: воспитателей, учителей и профессоров — сегодня зависит то, какие ценности понесут созревшие личности в жизнь. Мы задались вопросом, имеет ли воспитательный эффект система образования сегодня. На эту тему беседуем с министром образования Нижегородской области Сергеем Наумовым.
— Сергей Васильевич, вы уже более 15 лет руководите важнейшей сферой региона — образовательной. За этот период поменялось содержание образовательного процесса, разработаны новые федеральные стандарты, произошел переход к новой форме итоговой государственной аттестации. Однако, когда поднимается тема воспитания, сразу вспоминают советскую школу.
— Тогда воспитательные комплексы и в школе, и в детских садах работали гораздо эффективнее. В постсоветский период, выкинув из учебных программ коммунистическую идеологию, вместе с ней, к сожалению, убрали и воспитательную систему, которая прекрасно работала. Были созданы октябрятские, пионерские, комсомольские организации. Если отбросить идеологию, сама система подготовки ребенка к жизни была гораздо лучше выстроена. Каждый мог себя попробовать в разных сферах. Не получилось в одной области — пошел в другую. Люди пробовали себя в творчестве, спорте, в организационной и руководящей работе. Все эти возможности были заложены в организации работы с детьми. У пионеров ты мог стать звеньевым, флаговым, заниматься техническим и народным творчеством, спортом, помогать колхозам, следить за чистотой в парках, шефствовать над стариками или отстающим в учебе. Руководителями становились люди, прошедшие цепочку от октябренка до члена компартии. А сегодня человек сидит у компьютера и думает, что он все может…
— Какую альтернативу советской системе воспитания можно предложить сегодня?
— Нижегородская область — единственная, где существовавшая система не была сломана. Мы сохранили во всех школах институт вожатых, даже конкурс «Вожатый года», который проходит ежегодно 19 мая, в День пионерии. Победители получают высшую категорию учителя. Люди работают по пять-шесть лет вожатыми и потом становятся хорошими педагогами. То есть молодым ребятам предоставляется возможность карьерного роста. У нас есть детская организация «Юная Россия» — прообраз пионерии. Ее лозунг — «За Родину, добро и справедливость!», под ним подпишется любая партия. Это дает возможность внутри школы сохранить какую-то деятельность. Отрадно, что появилась Юнармия — всероссийское военно-патриотическое общественное движение. Члены движения в свободное от учебы время занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. Появились новые формы работы с детьми, которых не было в советское время, к примеру, кадетские классы и корпуса.
Мы постепенно возвращаемся к тому, что потеряли. Сейчас и президент говорит о необходимости создавать внутри школы детские и юношеские организации.
— Может ли быть качественное образование в отрыве от нравственных норм, корней? Может ли учитель передать знания, абстрагируясь от сопутствующих педагогическому процессу факторов — от поступков и поведения детей, их взаимоотношений?
— Нельзя по одной причине. Известный философ славянофил Алексей Хомяков сказал, что воспитанный человек значит образованный, а образованный человек не значит воспитанный. Воспитание и образование — это две составляющие развития личности человека, и они невозможны друг без друга. Если мы говорим, что знания — главное, а моральные принципы при этом не учитываем, это неверно. Человек никогда не добьется успехов, если не имеет традиции помогать другому.
Ослабление воспитательного фактора произошло, и это факт. Поэтому сегодня все зависит от учителя. Причем неважно, какой предмет он преподает. Даже учитель математики может так преподносить знания, так выражать свое отношение к предмету и детям, что это будет нравственным примером для учеников. Сегодня, когда рухнула советская система воспитания внутри школы, воспитание легло на плечи учителя. Он может внести нравственную ноту в любой предмет, а есть еще классное руководство, которое позволяет заниматься только воспитанием: патриотическим, культурным, эстетическим, спортивно-трудовым. Для этого, действительно, много разных форм: походы, экскурсии, посещение памятников, мемориалов, помощь ветеранам…
— Учителей, которые творчески относятся к работе и неравнодушны к внутреннему миру детей, не так много…
— Я бы не сказал так. Думаю, их много, просто мы про них мало знаем. Их больше, чем тех, кто недобросовестно относится к своей работе. Сейчас много примеров, когда именно педагоги становятся инициаторами очистки пруда, парковых территорий, благоустройства разрушенных храмов.
— Как вы помогаете учителям нести это нелегкое бремя — быть примером и проводником нравственных норм.
— Мы пытаемся усилить воспитательный фактор в программе подготовки и переподготовки учителей и ставить воспитание в образовательном процессе детей во главу угла. Многие светские школы обращаются к православной традиции, активно сотрудничают с Нижегородской епархией, внедряют специальные программы по духовно-нравственному воспитанию, в том числе для того, чтобы заполнить возникший в школах идеологический вакуум. Таким примером является школа № 187, в которой есть православно ориентированные кружки, факультативы, а также учебные предметы, которые изучаются с 1‑го по 11‑й классы. В Нижнем Новгороде на данный момент в каждом районе на базе одной из школ есть ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию.
Школы активно сотрудничают и с православными гимназиями. Они с готовностью берут на вооружение их методические наработки, программы по воспитанию на основе духовно-нравственных ценностей. В то же время многое из того, что имеют продвинутые лицеи и гимназии, постепенно перетекает в православные гимназии. Мы имеем широкое поле для сотрудничества и обмена опытом между школами и учителями.
Хорошо, что педагоги обращаются к программам, основанным на национальной духовной традиции. В 1990-е годы, когда в умах наших соотечественников было брожение, учителя брали образовательные программы американского фонда «Сорос», деятельность которого в 2015 году была на территории России запрещена и признана опасной для государства.
— В обществе есть напряженность по поводу присутствия Церкви в школах?
— Нужно понимать, что есть законы Конституции, которые мы обязаны соблюдать. Церковь отделена от государства. Все, что касается образовательного процесса в муниципальных школах, — ответственность власти. Администрация школы отвечает за присутствие в этом звене любого религиозного органа. Я говорю не только о православных. Но если учитель считает, что ему для проведения урока нужно пригласить батюшку, он может это сделать. Точно так же он может позвать ветерана, журналиста, поэта. Батюшку и зовут, чтобы лучше осветить темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием. Это не говорит о религиозной агитации — что детей собираются обращать в православие.
В области воспитания у нас много помощников. Это и Нижегородская епархия, и множество общественных организаций, которые занимаются военно-патриотическим, экологическим, культурным, этнографическим воспитанием, музейным направлением.
— В советское время педагоги несли ответственность за поведение студентов, которые должны были вести себя так, чтобы не уронить честь и достоинство учебного заведения. Следить за внешним видом, одеждой, речью. Сейчас наблюдаем обратную картину. Недавно прошла новость, что студент одного из нижегородских вузов допустил аморальное поведение в ночном клубе. Должны ли вузы реагировать на подобные прецеденты, связанные с поведением их студентов?
— Конечно, должны. Руководство академии МВД сразу исключило этого студента. Устав академии практически соответствует уставу органов МВД. Человек, который наблюдает за поведением граждан и при этом сам ведет себя безнравственно, не может быть полицейским. Не может быть и учителем, и врачом человек без моральных принципов. Я думаю, что Мининский вуз примет такое же решение по делу девушки, и ее тоже отчислят. И это будет правильно.
— Создаются ли в студенческой среде движения, клубы, пропагандирующие нравственный образ жизни?
— Все это есть в большом объеме и разнообразных формах. Я недавно вернулся с Фестиваля молодежи и студентов в Сочи, где было много молодых талантов, которые смогли их выявить в своем вузе. Вуз сегодня дает молодежи очень много возможностей, чтобы проявить себя в разных сферах: технической, творческой, спортивной, экологической, социальной, волонтерской и многих других. Активно развит обмен студентами с иностранными вузами. В этом году на международную смену тематического лагеря «Лазурный», который мы проводим каждый год, приехали студенты из 14 стран.
— Православные детские сады: есть ли совместные планы об открытии?
— Есть. Они открываются. Если есть запрос, потребность у родителей, мы всегда идем навстречу. Православное образование в регионе заявило себя и с точки зрения качества образовательного комплекса, и как пример духовно-нравственного воспитания. Я думаю, что православные детские сады будут пользоваться очень большим спросом.
— Что бы вы пожелали тем, кто собирается стать учителем?
— Надо определиться, любишь ли ты это дело. Учителем без любви к людям работать нельзя. Если ты не любишь людей, лучше сразу сойди с этой дороги.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.