Наверное, ни один труд не сравнится с родительским. Чем взрослее дети, тем больше вопросов и проблем возникает у старшего поколения. А что, если, как в басне, между родителями «согласья нет» и каждый, думая, что он сделает для ребенка лучше, тянет в свою сторону? На вопросы семейной педагогики отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
Ситуация типичная, но, честно говоря, не думала, что с ней столкнемся мы. Дочь в 13 лет отказалась ходить в храм. Хотя охотно посещала воскресную школу и службы. Заявила, что в Бога не верит. Вся семья верующая. Как быть?
— Прежде всего, подумать, почему это произошло. Известно, что родители являются для своих детей примером. Если те видят, что папа с мамой ходят в храм, но живут не по заповедям Христовым, то, конечно, по своему максимализму, отказываются от посещения богослужений. Другой причиной может быть непонимание, зачем это нужно и что происходит в храме. А родители ничего не объясняют, порой и сами не знают азов живой веры, которая, по словам апостола, без дел мертва. Частой причиной также являются чрезмерные требования «ультра-православных» родителей. Строгие посты, вычитывание канонов и акафистов, обязательное посещение всех служб, запреты гаджетов и т. п. Все это приводит к отторжению такой жизни. Переходный возраст и без того сложный, вот и отказывается подросток от непонятного и неприятного. Кто-то спустя время возвращается, а кто-то может уйти навсегда.
Ребенку шесть лет. Начинаем приобщать его к вере. Рассказываем жития святых. Как-то он пересказывал услышанное и назвал чудо, которое произошло со святым, волшебством. Как правильно объяснить ребенку природу чудес?
— Для начала нужно самим ясно отличать религию от магии. К сожалению, это серьезное отличие некоторые люди, считающие себя христианами, в расчет не берут. Путаница в головах продолжается, языческое отношение к религии крепко прижилось на православной почве, формируя магическое мировоззрение. Магия (от лат. magia — колдовство, волшебство) — это совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы. Религия — поклонение высшим силам, связь человека с Творцом, преображающее действие Бога в душе человека, которому сам человек либо способствует, либо препятствует. Проще говоря, религия — это способ установления контакта с Высшей Силой или Силами, в то время как магия — это способ насильственно повлиять на эти самые силы. Исходя из этого понимания и нужно объяснять чудеса ребенку. Конечно, в доступных ему выражениях.
Сын по натуре мягкий, неконфликтный. Пойдет на второй курс университета. Отношения у нас теплые, и он делится своими проблемами. Ребята у него в группе хорошие, но неверующие. У них уже было несколько горячих споров по поводу православия. Получается, что он один дискутирует чуть ли не со всей группой. Посоветуйте, как правильно себя вести!
— Чтобы вести дискуссии на религиозные темы, тем более как апологету православия, нужно хорошо знать учение Церкви. Чаще всего таких знаний «защитнику» не достает, и вся дискуссия завершается бесполезным спором, в лучшем случае. Есть два совета тому, кто решил встать на защиту своей веры. Первый дает апостол Петр: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением…» (1 Пет 3:15). То есть, если спрашивают, нужно ответить «с кротостью и благоговением». Но при условии, что спрашивающий действительно искренне интересуется православием. И чтобы дать такой ответ, нужно многое знать и иметь твердое основание своей веры. Второй совет — от Самого Иисуса Христа. Он подойдет для тех, кто спрашивает из праздного любопытства, или для насмешек над верой и Церковью. Вот что говорит Спаситель: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…» (Мф 7:6). Вот нам и наука!
Иногда слышу фразу «за грехи отцов». Имеет ли она под собой библейское основание? Действительно ли Господь наказывает детей за грехи родителей?
— Есть такие слова в Священном Писании: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои…» (Исх 20:5–6). Обратите внимание: кого Господь наказывает за грехи предков до четвертого рода? Не всех детей, не безвинных, а «ненавидящих» Его, то есть тех, кто продолжает сам повторять грехи своих отцов. Читаем Библию внимательно! «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление…» (Втор 24:16). За свое! И еще:
«…сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается…» (Иез 18:19–20). Но иногда возражают, мол, видно, как рождаются у грешников больные дети, замечают некое «родовое проклятие» и т. п. Но это совсем другое, это, если можно так сказать, нравственная генетика. Родители по наследству передают склонность к греху своим потомкам. Но те имеют возможность выбора, а значит, и спасения, как всякий человек. Все имеют равные условия спасения. Ответственность каждый из нас понесет за свои конкретные грехи.
Если один из родителей верующий и хочет воспитывать ребенка в православных традициях, а второй — нет, как быть? Получится ли избежать конфликта, в том числе и духовного, ведь христианин не может пренебрегать своей верой?
— О том, как воспитывать детей, надо думать до того, как создавать семью. Не подумали. Как получилось, что один родитель — верующий, а другой нет? Единственный, пожалуй, способ сейчас — договариваться. Таких семей немало было во все века. Еще апостол Павел писал жителям Коринфа: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы…» (1 Кор 7:12–14). Значит, возможно и при таких условиях, чтобы дети были святы.
Могу ли я считаться православной верующей, если не хочу многодетную семью? Сама у родителей была пятой из шести детей и, откровенно говоря, до сих пор борюсь с обидой на них, потому что не чувствовала внимания. Опять же, может ли настоящий христианин испытывать такие чувства по отношению к родителям?
— Настоящим христианином не рождаются, им становятся. Молитва, пост, изучение Слова Божия, добрые дела — вот что делает нас христианами. Но и христиане испытывают разные чувства, одним — радуются, в других — каются. Сколько иметь детей — ваш личный выбор. А любовь к родителям нам заповедана Богом. В жизни случаются и обиды, и непонимание, но никто не отнимает у нас возможности покаяния, как и возможности просить обретения любви и прощения. А любви без прощения и быть не может. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз…» (Мф 18:21–22).
Как подготовить ребенка к первой исповеди, а главное, объяснить, зачем это нужно?
— Если вы сами знаете, для чего нужно таинство Покаяния, то сможете это объяснить и своему ребенку, которого любите. Здесь главное, чтобы без формализма. Нередко ведь идут на исповедь «с отчетом», переписав названия грехов из молитвослова. Кому нужна такая исповедь, что она, кроме вреда, принесет? Исповедь — это «изменение ума», это искреннее желание исправить свой характер, не повторять те или иные грехи, просьба у Бога помощи справиться с этим. Неужели это трудно объяснить детям? Лень, скорее всего…
Дочери 21 год, этим летом получила диплом вуза. Задумывается о том, чтобы уйти в монастырь. Я не одобряю, но и не отговариваю. Душа болит, что ей дадут благословение, постригут, а потом окажется, что для монастырской жизни она не подходит. Батюшка, можно ли как-то это понять?
— Девушки в таком возрасте (особенно, если «несчастная любовь») часто мечтают о монастыре, не очень-то представляя, что это такое. Мечтания эти у большей части завершаются традиционно — замужеством. А те, кто оказывается в монастыре, сначала проходят послушание, и еще неизвестно, будет ли постриг. Не подходит для монастырской жизни? Вернется домой. Но дело не в этом. Задача родителей — так воспитать ребенка, чтобы он умел делать правильный выбор, когда станет взрослым. Ваша дочь стала взрослой. Вы научили ее делать выбор? Пусть делает, это ее жизнь.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.